Юлия Коннова
План работы по самообразованию «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя тема по самообразованию - "Воспитание нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста"
Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Публикация «План работы по самообразованию „Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 6-7 лет в воспитании патриотических чувств?
Цель: повысить уровень личной профессиональной педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.
Для реализации поставленной цели я определила ряд задач:
1. Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с
опытом коллег.
2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 6-7 лет в детском саду.
3. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-
пространственной среды по данной теме.
4. Обогатить уголок материалом по патриотическому воспитанию в группе.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
На первом этапе (в течение сентября и октября) я изучила методическую литературу по теме патриотического воспитания :
1. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007
2. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
3. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
4. А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001
5. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
6. Е. Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г. Волгоград: Учитель, 2007.
7. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007
Познакомилась с опытом коллег, представленным на электронных образовательных ресурсах в сети Интернет (статьи, программы, отчеты из опыта работы, конспекты, игры по теме патриотического воспитания) :
1 nsportal.ru
2 vospitateljam.ru
3 infourok.ru
4 revolution.allbest.ru
5 multiurok.ru
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Город мой родной», «Дружная семья.», «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «К дедушке на ферму», «Наши земляки – олимпийцы», «Родной край», «Взрослые и дети», «Защитники Родины», «Бабушкин сундук», «Мамы разные важны», «Знаменитые спортсмены России и Мордовии», «День Победы», «Мое Отечество-Россия», а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности: «Папа (Мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)», «Мы идем на праздник с флагами и цветами», «Украсим мордовский костюм узором», «Портрет папы», «Наша армия родная», «Мы с мамой улыбаемся», «Восход над Мокшей», лепили «Мордовская игрушка-свистулька», «Пограничник с собакой», делали аппликации: «Украсим закладку мордовским орнаментом», «Украсим салфетку мордовским узором», «Семейное дерево».
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В связи с этим были подобраны и проведены:
Дидактические игры: «Наша улица», «Помоги бабушке и дедушке в избе расставить предметы быта по местам», «Собери семью», «Какой дом», «Ласковое слово для мамы», «Волшебные слова», «Узнай, обведи, назови», «Логическая связь», «Городские силуэты», «Какой праздник?», «Военные профессии», «Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке», «Кто главный?», «Маленькие помощники», «Кто служит в армии»,
Беседы: «Деревья нашего двора», «Кто есть в моей семье», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Опиши своего дедушку или бабушку», «Наша страна- Россия», «Москва – главный город России», «Мой город – Саранск», «Одежда в разные времена», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Что такое добро», «Добрые и злые слова», «Хочу быть похожей на маму», «Край, в котором мы живем», «Улицы города Саранска», «Что интересного есть в нашем городе?», «Наша Армия», «Мужские профессии», «Кем и где работают твои родители?», «Профессии нашего города», «Как мы помогаем бабушке и маме», «Как мы поздравляем мам и бабушек», «Покорители космоса» «Кого берут в космонавты?», «Мой дом. Моя семья», «Моя большая семья», «День Победы»,
«Кто такие ветераны?»
Подвижные игры: «Мы веселые ребята», мордовские игры «В горшочки», «В базар», «Круговой», «Ключи», «Раю – раю»; «Летает – не летает», «Перестрелка», «Осада», «Огненный рубеж», «Ждут нас быстрые ракеты…»,
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке», «Театр», «Путешествие по городу», «Дом. Семья», «Моряки», «Летчики», «Семья -8 Марта», «Военные на учении» «Путешествие с семьей в другую страну», «Дочки - матери».
Рассматривание российской и мордовской символики, картинок, книг, иллюстраций, рассказывающих о широких просторах Родины, «Моя семья».
Была подобрана детская литература для чтения: мордовская нар. сказка «Девушка березка», Е. Трутнева «Моя бабушка», Ю. Коваль «Дед, баба и Алёша», Н. Сладков «Разноцветная земля», С. Баруздин «Страна, где мы живем», А. Барто «Разговор с мамой», предания «Мордовские цари», «Гора Ошка», «Пугачевский вал», З. Александрова «Родина», И. Мазнина «У каждого листочка», В. Нестеров «Живи Мордовия!», А. Тяпаев «Как стать мужчиной», Я. Длуголевский «Что могут солдаты», З. Александрова «Дозор», А. Барт «На заставе», Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Мамин день, мордовская легенда «Солнце, месяц да ветер», Баруздин «Первый в космосе», мордовская легенда «Счастье да горе», С. Алексеев «Первый ночной таран»,
Т. Белозеров «Майский праздник - День Победы», А. Твардовский «Рассказ танкиста».
В группе проходили проекты: «Бабушки, дедушки – наши друзья», «Маленькая страна под названием – Семья», «С чего начинается Родина?», «Мордовия – Родина моя!».
Проведены развлечения: «Концерт для мам и бабушек», «День Кадета», «День Победы!», «Мир согрет любовью материнской» .
Изготовлен альбом для ознакомления с «Военной техникой», для пап были приготовлены подарки детьми группы. Такая работа позволила детям закрепить знания о российской военной технике, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
В группе обогатили материалами уголки по патриотическому воспитанию : «Мы живем в России!» и «Мордовия – малая Родина», где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.
В работе использовала следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть);
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий
Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Итогом данной работы было проведено анкетирование родителей, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию в семье. В результате подведение итогов по анкетам были сделаны выводы: большинство родителей уделяют время и рассказывают детям о малой родине, о России, читают книги о войне, о героях, посещают достопримечательности нашего города и культурно-досуговые места: «Краеведческий музей», «Детскую библиотеку».
В рамках работы по самообразованию были привлечены к сотрудничеству родители воспитанников, которые стали активными участниками образовательных отношений в рамках темы патриотического воспитания детей. С представителями родительской общественности в течение года был проведен цикл мероприятий:
- детско-родительские творческие выставки: «Дары осени», «Фабрика Деда Мороза»;
- проведены консультации : «Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании», «С чего начинается Родина?», «Роль отца в воспитании ребенка», «Патриотическое воспитание дошкольника», «Семья – главный воспитатель высоконравственного ребёнка»;
- организованы выставки рисунков: «Мой папа лучше всех!», «Нет ничего дороже МАМЫ», «Великая отечественная война»;
- вводила мини-беседы с родителями о значении нравственно-патриотического воспитания детей, рекомендовала игры и тематику бесед с детьми в домашних условиях.
Родители отметили, что стали более компетентными в вопросах патриотического воспитания своих детей, у представителей родительской общественности сформировалось устойчивое представление о взаимосвязи патриотического воспитания со становлением личности ребенка.
. Выводы:
Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Результативность:
-активизировались внутренние эмоциональные связи между воспитанниками,
-сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю через все виды детской деятельности;
-расширились представления о России, символах государства (герб, флаг, гимн, памятниках культуры, народного искусства;
-развились чувства ответственности и гордости за достижения страны, появился интерес к народным традициям, обычаям, промыслам;
-сформированы предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;
-обогатилась предметно-развивающая среда группы, пополнена картотека игр, копилка мультимедийных презентаций.