Смаева Екатерина
Воспитание навыков безопасности поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Практические игры-тренинги
на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Публикация «Воспитание навыков безопасности поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Этот факт обусловливает необходимость, как можно раньше начинать знакомить дошкольников с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному человеку.
В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребенка и возникает устойчивое аффективное напряжение.
Дети в таких случаях ведут себя по-разному. У одних ощущение угрозы превращается в чувство обреченности, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать подъем душевных и физических сил, мобилизовать активность и даже вызвать агрессию.
Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее.
- Как ведёт себя полностью неподготовленный дошкольник?
Сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс.
С другой стороны, есть группа детей, которая нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые "ничего не боятся", могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.
Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее "проигрывание" — наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий — у других.
Следовательно, целью формирования правильного отношения ребенка к возникающим травмоопасным ситуациям возникает необходимость проводить практические игры-тренинги.
Практические знания подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Игры типа "Раз — два — три, что опасно — найди", "Сто бед — один ответ" направлены на закрепление знаний об источниках опасности, причинах возникновения травмоопасных ситуаций. Углублению знаний о возможной угрозе и способах действий посвящены игры "Так, да не так", "Сам себе доктор", "Мы — спасатели" и др.
Как может меняться роль воспитателя в процессе игры, тренинга?
При ознакомлении с игрой — организатор деятельности; затем — непосредственный участник игры; далее, на закрепляющем этапе, — советчик-консультант.
Дидактические игры
на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения
Игра "Раз - два - три, что опасно - найди"
Задачи:
закреплять представления об источниках опасности;
развивать самостоятельность, сообразительность, внимание;
воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться и не отбирать предметы друг у друга.
Материалы: опасные предметы: нож, утюг, вилка от розетки, стекло, горячий чай, химикаты; безопасные предметы : книга, паста, ложка и т. д.
Ход игры:
Выбирается Стобед, который отворачивается от группы детей и считает до 5. Дети в это время берут из уголка спасателя те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Стобед с закрытыми глазами отгадывает, что за предмет у каждого. Если он отгадывает, то ребенок рассказывает Стобеду, чем этот предмет опасен и как с ним правильно обращаться.
Игра "Так да не так"
Задачи:
учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;
развивать внимание;
воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Правила:
при возникновении опасных ситуаций демонстрировать предмет или действие, с ним справиться, предотвратить;
при возникновении неопасной ситуации - радостный прыжок вверх с картонным улыбающимся смайликом человечка Улыбайки.
Ход игры:
Группа делится на две подгруппы: друзей Стобеда и спасателей. В течение всей игры демонстрируют различные ситуации: стоят на подоконнике (в качестве подоконника используются детские стульчики, играют со спичками в качестве спичек используются счетные палочки, включают розетку, гуляют под солнцем без панамок, разговаривают за столом и т. д. Спасатели реагируют в соответствии с правилами.
Игра "Мы - спасатели"
Задачи:
закреплять представление о травмоопасных моментах, правильных действиях в конкретных ситуациях;
развивать внимание;
воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему;
преодолевать страх в ситуации получения травмы
Правила:
оказывать помощь согласно инструкции на карточке;
в случае сомнений обращаться за помощью к «медсестре»- воспитателю;
использовать только материал из "врачебного чемоданчика»
оказывать помощь индивидуально, по очереди, привлекая всю группу в качестве консультантов.
Ход и вопросы для беседы придумывают педагоги.
Безопасность ребенка в Ваших руках!
Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решать только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников для формирования у родителей чувство ответственности за безопасность своего ребёнка. Ряд опасностей для ребё нка: общение с незнакомцем;
ребёнок и улица; общественный транспорт; контакты с животными; ребёнок дома.
Выучите вместе с детьми правила безопасного поведения
Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами
Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.
Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
Уйти подальше от незнакомца, который подозрительно смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.
Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).
Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.
Безопасность в общественном транспорте
Маленьким детям нельзя ездить в общественном транспорте без взрослых.
Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание
Нельзя близко подходить к краю дороги во врем на автобус, особенно в период гололеда.
Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и вы сажиров.
Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые форточки.
Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Если ребенок потерялся на улице
Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это может милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека) Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.
Безопасность на улице
Не выходить на улицу без взрослых.
Не играть на тротуаре около проезжей части.
Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).
Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару.
Не привлекать к себе внимание манерой поведения.
Нужно уметь использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов пожарной службы по номеру 01, в случае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).
Итог:
Не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!