Татьяна Прудникова
Воспитание любви к Родине у детей младшего дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности.
Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств.
Публикация «Воспитание любви к Родине у детей младшего дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Художественная литература, расширяет кругозор детей, эмоциональный опыт, формирует художественный вкус. Дети узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание.
Средствами литературно-художественных произведений у детей младшего дошкольного возраста являются :
- потешки;
- прибаутки,
- пословицы и поговорки,
- загадки,
- сказки
- стихи
-рассказы и т. д.
В нашей группе предоставлена система работы в целом: - в режимных
моментах, - технологии «Утро радостных встреч», - образовательных
ситуациях.
В группе собран большой материал по теме «Семья» - это подборки
пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к
традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в
духе патриотизма.
В режимных моментах используем различные формы литературы, приучаем детей к естественности художественного слова, его повседневности. Особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Например, стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», П. П. Дзюба «Мамина помощница»; И. Косяков «Всё она»; И. Мазнин «Простое слово»;
- про - детский сад: С. Михалков «Все сумею сделать»
Л. Осипова «Что такое детский сад?»;
В. Товаркова «Детский сад, детский сад»
А. Кузнецова «Мы поссорились с подругой»
П. П. Дзюба «Вежливые слова»
- о природе Л. Поляк «Льют холодные дожди»
Е. Трутнева. «Стало вдруг светлее вдвое»
Береза – главное дерево России, символ нашей страны.
Потешки: В. Хесин «Потешки для малышей» - («Котенька – мурлыка»); «Тень-тень, потетень»; К. Чуковский «Котауси и Мауси»
- Рассказы: В. Степанов «Замечательные детки»
А. Каракулова «Птичий домик»
К. Мигунова «Мамы и детки», «Марусины друзья»
- Рассказы: В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?; Л. Н. Толстой «Еж», «Лиса»; Е. Чарушин «Курочка»; Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка».
- Русские народные сказки: «Гуси – лебеди»; «Заюшкина избушка»; «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко»; «Волк и козлята»; «Кот, петух и лиса»; «У солнышка в гостях». Например сказка «Теремок» учим детей жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство; «Колобок» знакомит детей с традиционной пищей русского народа, рецептом его приготовления, и трудом героя; «Репка» учит детей дружбе и совместной помощи.
Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии.
Патриотическое воспитание детей в нашей группе проходит через образовательную деятельность в рамках реализации тематических недель:
«Моя семья» - повторяем членов семьи, внушать детям чувство
гордости за свою семью, стимулируем доброжелательное, уважительное, заботливое отношение к близким. Прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нём порядок, помогать взрослым членам семьи, учить детей внимательно относиться к событиям в доме (дни рождения, интересоваться делами, традициями семьи.
По теме мы использовали демонстративный материал кукла, домик для куклы, Волшебный сундучок добрых слов, картинки членов семьи. Чтение художественной литературы, загадки.
Дидактические игры: «Назови ласково», «Один – много».
Сюжетно-ролевые игры: «Строим дом», «Кому что подходит»
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Дом», «Маме помогаем».
«Мой детский сад, моя группа» - вызываем у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, учим детей бережному отношению друг к другу.
Воспитываем у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Знакомим детей с участками детского сада, воспитываем желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участка, ухаживать за растениями. Игра «Экскурсия по детскому саду», «Знакомство с трудом работников детского сада», «У каждой вещи свое место», Дидактические игры: «Кто что делает», «Кому, что нужно для работы», «Ты расскажи, а мы отгадаем». Пальчиковая гимнастика: «Дружба», «Игрушки».
«Мой дом, моя улица» - Знакомим и закрепляем название города (Белгород, вызываем интерес к своему городу, прививаем чувство гордости за него. Даем представления о транспорте, рассказываем детям о правилах поведения в общественном транспорте.
Используем макеты домов, улиц, картинки домов, загадки
Дидактическая игра «Кто, где живет», «Назови вид транспорта»
Подвижные игры «По ровненькой дорожке»
Пальчиковая гимнастика «Домик крохотный висит», «Город- это улица»,
«Природа нашего края» (по временам года) - учить детей видеть красоту природы в разное время года. Знакомить детей с растительным и животным миром, воспитывать бережное отношение к природе, животными и птицам.
Используем оборудование: картинки с изображением времен года, деревьев, домашних и диких животных.
Подвижная игра: «Море волнуется раз»,
Дидактическая игра: «Чего нельзя делать в лесу», «Угадай, чей лист», «Что растет на дереве», «Кто, где живет»
Пальчиковая гимнастика: «Родная земля», «Птички», «Покормите птиц», «Кто в лесочке живет».
Загадки: (о животных)
С целью установления контактов с семьей в воспитании нравственной культуры детей используем следующие формы работы:
- групповые собрания: «Здоровая семья, здоровый ребенок».
- памятки: «Как воспитать маленького патриота?», «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?»
- консультации на темы: «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Роль семьи в патриотических чувств у дошкольников», «Воспитание чувств любви к своей малой родине»; «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игры»
- выставки книг: «Русские народные сказки»
- совместная творческая деятельность родителей и детей : Изготовление книжки малышки по сказкам «Репка», «Теремок».
Конструирование «Птичка – Синичка».
- посещение памятных мест нашего города: Маршрут выходного дня. «Семейный поход по памятным местам города», «Исторические достопримечательности города», «Любимый уголок»
- Участие родителей в сборе краеведческого материала.
Работа в тесном содружестве с родителями обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.
У детей формируются представления о семье, детском саде, о городе, о природе родного края, о стране. Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.