МААМ-картинки

Воспитание любви к Родине у детей младшего дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений

Татьяна Прудникова
Воспитание любви к Родине у детей младшего дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности.

Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Художественная литература, расширяет кругозор детей, эмоциональный опыт, формирует художественный вкус. Дети узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание.

Средствами литературно-художественных произведений у детей младшего дошкольного возраста являются:

- потешки;

- прибаутки,

- пословицы и поговорки,

- загадки,

- сказки

- стихи

-рассказы и т. д.

В нашей группе предоставлена система работы в целом: - в режимных

моментах, - технологии «Утро радостных встреч», - образовательных

ситуациях.

В группе собран большой материал по теме «Семья» - это подборки

пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к

традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в

духе патриотизма.

В режимных моментах используем различные формы литературы, приучаем детей к естественности художественного слова, его повседневности. Особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Например, стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», П. П. Дзюба «Мамина помощница»; И. Косяков «Всё она»; И. Мазнин «Простое слово»;

- про - детский сад: С. Михалков «Все сумею сделать»

Л. Осипова «Что такое детский сад?»;

В. Товаркова «Детский сад, детский сад»

А. Кузнецова «Мы поссорились с подругой»

П. П. Дзюба «Вежливые слова»

- о природе Л. Поляк «Льют холодные дожди»

Е. Трутнева. «Стало вдруг светлее вдвое»

Береза – главное дерево России, символ нашей страны.

Потешки: В. Хесин «Потешки для малышей» - («Котенька – мурлыка»); «Тень-тень, потетень»; К. Чуковский «Котауси и Мауси»

- Рассказы: В. Степанов «Замечательные детки»

А. Каракулова «Птичий домик»

К. Мигунова «Мамы и детки», «Марусины друзья»

- Рассказы: В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?; Л. Н. Толстой «Еж», «Лиса»; Е. Чарушин «Курочка»; Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка».

- Русские народные сказки: «Гуси – лебеди»; «Заюшкина избушка»; «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко»; «Волк и козлята»; «Кот, петух и лиса»; «У солнышка в гостях». Например сказка «Теремок» учим детей жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство; «Колобок» знакомит детей с традиционной пищей русского народа, рецептом его приготовления, и трудом героя; «Репка» учит детей дружбе и совместной помощи.

Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии.

Патриотическое воспитание детей в нашей группе проходит через образовательную деятельность в рамках реализации тематических недель:

«Моя семья» - повторяем членов семьи, внушать детям чувство

гордости за свою семью, стимулируем доброжелательное, уважительное, заботливое отношение к близким. Прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нём порядок, помогать взрослым членам семьи, учить детей внимательно относиться к событиям в доме (дни рождения, интересоваться делами, традициями семьи.

По теме мы использовали демонстративный материал кукла, домик для куклы, Волшебный сундучок добрых слов, картинки членов семьи. Чтение художественной литературы, загадки.

Дидактические игры: «Назови ласково», «Один – много».

Сюжетно-ролевые игры: «Строим дом», «Кому что подходит»

Пальчиковые игры: «Моя семья», «Дом», «Маме помогаем».

«Мой детский сад, моя группа» - вызываем у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, учим детей бережному отношению друг к другу.

Воспитываем у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Знакомим детей с участками детского сада, воспитываем желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участка, ухаживать за растениями. Игра «Экскурсия по детскому саду», «Знакомство с трудом работников детского сада», «У каждой вещи свое место», Дидактические игры: «Кто что делает», «Кому, что нужно для работы», «Ты расскажи, а мы отгадаем». Пальчиковая гимнастика: «Дружба», «Игрушки».

«Мой дом, моя улица» - Знакомим и закрепляем название города (Белгород, вызываем интерес к своему городу, прививаем чувство гордости за него. Даем представления о транспорте, рассказываем детям о правилах поведения в общественном транспорте.

Используем макеты домов, улиц, картинки домов, загадки

Дидактическая игра «Кто, где живет», «Назови вид транспорта»

Подвижные игры «По ровненькой дорожке»

Пальчиковая гимнастика «Домик крохотный висит», «Город- это улица»,

«Природа нашего края» (по временам года) - учить детей видеть красоту природы в разное время года. Знакомить детей с растительным и животным миром, воспитывать бережное отношение к природе, животными и птицам.

Используем оборудование: картинки с изображением времен года, деревьев, домашних и диких животных.

Подвижная игра: «Море волнуется раз»,

Дидактическая игра: «Чего нельзя делать в лесу», «Угадай, чей лист», «Что растет на дереве», «Кто, где живет»

Пальчиковая гимнастика: «Родная земля», «Птички», «Покормите птиц», «Кто в лесочке живет».

Загадки: (о животных)

С целью установления контактов с семьей в воспитании нравственной культуры детей используем следующие формы работы:

- групповые собрания: «Здоровая семья, здоровый ребенок».

- памятки: «Как воспитать маленького патриота?», «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?»

- консультации на темы: «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Роль семьи в патриотических чувств у дошкольников», «Воспитание чувств любви к своей малой родине»; «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игры»

- выставки книг: «Русские народные сказки»

- совместная творческая деятельность родителей и детей: Изготовление книжки малышки по сказкам «Репка», «Теремок».

Конструирование «Птичка – Синичка».

- посещение памятных мест нашего города: Маршрут выходного дня. «Семейный поход по памятным местам города», «Исторические достопримечательности города», «Любимый уголок»

- Участие родителей в сборе краеведческого материала.

Работа в тесном содружестве с родителями обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.

У детей формируются представления о семье, детском саде, о городе, о природе родного края, о стране. Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.

Публикации по теме:

Дидактические схемы для пересказывания художественных произведенийДидактические схемы для пересказывания художественных произведений Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного произведения. Несмотря на то, что для детей пересказ – это самый легкий.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание любви к Родине у детей младшего дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений
Опубликовано: 26 августа 2024 в 10:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание любви к Родине у детей младшего дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прудникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД