ольга седых
Воспитание любви к природе через устное народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателя и родителей. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому любой содержательный материал, будь то тексты художественной литературы или математические задачи, должен оценивать с позиции их соответствия требованиям экологического образования.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения, и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию по отношению к природе. На воспитание любви к природе и заботливого отношения к ней большое влияние оказывает устное народное творчество - народная педагогика. Русская речь это бесценное богатство. Это река без берегов, из которой можно черпать знания. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.
Одним из моих приоритетных направлений в моей профессиональной деятельности является экологическое воспитание любви к природе через устное народное творчество.
Мною решаются следующие задачи:
- развитие основ экологической культуры;
- развитие позитивного опыта ребёнка с окружающей природой через устное
народное творчество;
- развитие умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
- развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из
компонентов экологической культуры;
- развитие активной нравственно-экологической позиции
личности дошкольника по отношению к окружающей
природе.
Воспитание любви к природе через устное народное творчество будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
• использование разнообразных форм и методов работы с детьми, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий;
• использование опытно - исследовательской деятельности;
• использование на занятиях и в повседневной жизни устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песенки, потешки, сказки и т. д.);
• тесное сотрудничество с родителями.
Этапы реализации поставленных задач:
I этап – констатирующий, который предусматривал:
выявление уровня воспитания любви к природе через устное народное творчество при помощи беседы и мониторинга освоения программных требований детьми в начале, середине и конце учебного года.
Диагностика проводилась мною в начале и в конце года по следующим параметрам:
- умение ухаживать за растениями;
- знание правил поведения в природе;
- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
- формирование представлений о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы);
- знание загадок о природе, пословиц и поговорок, потешек, закличек.
II этап - формирующий
Реализация системы мероприятий, направленной на воспитание интереса к природе у детей дошкольного возраста через устное народное творчество, организовывались и проводились открытые занятия, развлечения, реализация инновационно – образовательных проектов.
Предварительно мною был составлен перспективный план работы с детьми по данному направлению.
Работа с детьми началась с наблюдения в природе с использованием художественного слова - потешки, песни, стихи, пословицы, поговорки, приметы. для успешного освоения детьми нового материала, мною был подобран разнообразный наглядный материал, разработаны дидактические игры, собран гербарий деревьев и кустарников совместно с детьми.
Мною был проведен ряд занятий по экологии, направленный на знакомство с растительным и животным миром Нижегородской области, особенностями строения растений, ухода за ними, повадками животных, средой обитания и многим другим.
Но невозможно показать красоту и неповторимость всех природных явлений без использования устного народного творчества.
Были организованы и проведены экскурсии по экологической тропе в разное время года, чтобы дети имели возможность видеть изменения в природе.
В процессе экскурсии детям предлагалось самостоятельно придумать загадки о деревьях, о птицах, насекомых, животных, явлениях природы :
НАПРИМЕР:
***Стоит всегда зеленая и летом и зимой Её наряжают для красоты (Ёлка). (Лера П.) ***Красивое, зеленое Висят на ней плоды Похожие на лампочку, Но вкусные они (Груша). (Василиса Д.) ***Красные ягодки как огоньки горят (Калина). (Вика И.)
***По дереву стучит, долбит.
Но их не калечит,
а только лечит. (Дятел) (Леша Т.)
***Чирикает, чирикает! По улице прыгает!
Букашек собирает и в лужах купается. (Воробей) (Саша Н.)
***Над цветком летает
И красивыми крыльями машет. (Бабочка) (Соня О.)
*** Живет на дереве, в дупле, С рыжей шубкой и пушистым хвостом. (Белка) (Вероника А.)
Подобные задания детям («Придумай загадку!») позволяют обратить их
внимание на самобытность и неповторимость каждого растения, как объекта
природы, учиться любоваться красотой природы родного края, и восхищаться ими,
способствуют развитию мышления и творческого воображения
Все явления природы вызывали у детей интерес, дети удивлялись переменам, происходящим в природе.
Так, во время проведения прогулок знакомила детей с приметами времен года.
В группе высажен «огород на окне», где ребята ухаживают за растениями: поливают, рыхлят землю, опрыскивают. Во время наблюдений дети фиксировали изменения в состоянии растений.
Ребята с удовольствием трудятся в огороде и цветнике: прорывают сорняки, поливают, рыхлят землю, убирают опавшие листья и собирают урожай.
В ежедневной жизни использовались русские народные подвижные игры, хороводы: «Жмурки», «Золотые ворота», «Краски», «Веревочка», «Ой, калинушка, калина», «Салки», «Ручеёк», «Катание яиц» и др.
Произведения устного народного творчества оказывают большую помощь и поддержку в воспитании у детей любви к природе.
III этап – заключительный
(анкетирование и мониторинг усвоения программных требований)
Сравнив результаты мониторинга, проведённого в начале, середине и конце года и на основании сравнительного анализа можно сделать вывод, что проводимая мною работа по экологическому воспитанию через устное народное творчество оказалась эффективной, действенной и результативной.