МААМ-картинки

Воспитание любви к природе через устное народное творчество

ольга седых
Воспитание любви к природе через устное народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателя и родителей. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому любой содержательный материал, будь то тексты художественной литературы или математические задачи, должен оценивать с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Публикация «Воспитание любви к природе через устное народное творчество» размещена в разделах

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения, и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию по отношению к природе. На воспитание любви к природе и заботливого отношения к ней большое влияние оказывает устное народное творчество - народная педагогика. Русская речь это бесценное богатство. Это река без берегов, из которой можно черпать знания. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.

Одним из моих приоритетных направлений в моей профессиональной деятельности является экологическое воспитание любви к природе через устное народное творчество.

Мною решаются следующие задачи:

- развитие основ экологической культуры;

- развитие позитивного опыта ребёнка с окружающей природой через устное

народное творчество;

- развитие умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;

- развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из

компонентов экологической культуры;

- развитие активной нравственно-экологической позиции

личности дошкольника по отношению к окружающей

природе.

Воспитание любви к природе через устное народное творчество будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

• использование разнообразных форм и методов работы с детьми, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий;

• использование опытно - исследовательской деятельности;

• использование на занятиях и в повседневной жизни устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песенки, потешки, сказки и т. д.);

• тесное сотрудничество с родителями.

Этапы реализации поставленных задач:

I этап – констатирующий, который предусматривал:

выявление уровня воспитания любви к природе через устное народное творчество при помощи беседы и мониторинга освоения программных требований детьми в начале, середине и конце учебного года.

Диагностика проводилась мною в начале и в конце года по следующим параметрам:

- умение ухаживать за растениями;

- знание правил поведения в природе;

- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

- формирование представлений о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы);

- знание загадок о природе, пословиц и поговорок, потешек, закличек.

II этап - формирующий

Реализация системы мероприятий, направленной на воспитание интереса к природе у детей дошкольного возраста через устное народное творчество, организовывались и проводились открытые занятия, развлечения, реализация инновационно – образовательных проектов.

Предварительно мною был составлен перспективный план работы с детьми по данному направлению.

Работа с детьми началась с наблюдения в природе с использованием художественного слова - потешки, песни, стихи, пословицы, поговорки, приметы. для успешного освоения детьми нового материала, мною был подобран разнообразный наглядный материал, разработаны дидактические игры, собран гербарий деревьев и кустарников совместно с детьми.

Мною был проведен ряд занятий по экологии, направленный на знакомство с растительным и животным миром Нижегородской области, особенностями строения растений, ухода за ними, повадками животных, средой обитания и многим другим.

Но невозможно показать красоту и неповторимость всех природных явлений без использования устного народного творчества.

Были организованы и проведены экскурсии по экологической тропе в разное время года, чтобы дети имели возможность видеть изменения в природе.

В процессе экскурсии детям предлагалось самостоятельно придумать загадки о деревьях, о птицах, насекомых, животных, явлениях природы :

НАПРИМЕР:

***Стоит всегда зеленая и летом и зимой Её наряжают для красоты (Ёлка). (Лера П.) ***Красивое, зеленое Висят на ней плоды Похожие на лампочку, Но вкусные они (Груша). (Василиса Д.) ***Красные ягодки как огоньки горят (Калина). (Вика И.)

***По дереву стучит, долбит.

Но их не калечит,

а только лечит. (Дятел) (Леша Т.)

***Чирикает, чирикает! По улице прыгает!

Букашек собирает и в лужах купается. (Воробей) (Саша Н.)

***Над цветком летает

И красивыми крыльями машет. (Бабочка) (Соня О.)

*** Живет на дереве, в дупле, С рыжей шубкой и пушистым хвостом. (Белка) (Вероника А.)

Подобные задания детям («Придумай загадку!») позволяют обратить их

внимание на самобытность и неповторимость каждого растения, как объекта

природы, учиться любоваться красотой природы родного края, и восхищаться ими,

способствуют развитию мышления и творческого воображения

Все явления природы вызывали у детей интерес, дети удивлялись переменам, происходящим в природе.

Так, во время проведения прогулок знакомила детей с приметами времен года.

В группе высажен «огород на окне», где ребята ухаживают за растениями: поливают, рыхлят землю, опрыскивают. Во время наблюдений дети фиксировали изменения в состоянии растений.

Ребята с удовольствием трудятся в огороде и цветнике: прорывают сорняки, поливают, рыхлят землю, убирают опавшие листья и собирают урожай.

В ежедневной жизни использовались русские народные подвижные игры, хороводы: «Жмурки», «Золотые ворота», «Краски», «Веревочка», «Ой, калинушка, калина», «Салки», «Ручеёк», «Катание яиц» и др.

Произведения устного народного творчества оказывают большую помощь и поддержку в воспитании у детей любви к природе.

III этап – заключительный

(анкетирование и мониторинг усвоения программных требований)

Сравнив результаты мониторинга, проведённого в начале, середине и конце года и на основании сравнительного анализа можно сделать вывод, что проводимая мною работа по экологическому воспитанию через устное народное творчество оказалась эффективной, действенной и результативной.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к природе через устное народное творчество
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 19:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание любви к природе через устное народное творчество» (включая файлы) размещена пользователем ольга седых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД