Елена Охотина
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самостоятельность.
Освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
С формированием культурно – гигиенических навыков развиваются и нравственные качества. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они в начале выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
Актуальность проблемы развития культурно – гигиенических навыков дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.
Анализ существующих программ:
• «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
По воспитанию культурно – гигиенических навыков в первой младшей группе тут решаются такие задачи:
- Продолжать учить под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок, формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, расческа, салфетка, полотенце, горшок);
- В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке;
- В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке складывать снятую одежду, и правильно надевать одежду и обувь.
• Программа «Кроха» Г. Г. Григорьевой и др.
В этой программе не дается конкретного содержания культурно – гигиенических навыков. Однако очень подробно объясняется последовательность выполнения действий, даются рекомендации, пояснения. Она представляем собой целостную научно – обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до трех лет.
• Программа «Детство» В. И. Логиновой и др.
Авторы этой программы предлагают формировать не только культурно – гигиенические навыки, но и представления.
Задачи для формирования каждого практического навыка расписываются отдельно: умывание, поведение за столом, одевание, уход за вещами и игрушками, уход за внешним видом, игровые приемы.
Цели и задачи раздела:
Цель: формировать у детей основы культуры поведения через привитие культурно – гигиенических навыков.
Познавательные:
• Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания и еды);
• Учить под контролем взрослого, а потом самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
• Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).
Развивающие:
• Развивать у детей умение запоминать последовательность действий;
• Развивать и обобщать знания о назначении предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка);
• Развивать у детей интерес к совместным действиям со взрослым (воспитателем) и между сверстниками.
Воспитательные :
• Воспитывать у детей аккуратность во время приема пищи, соблюдать правила поведения за столом;
• Формировать у детей стремление быть опрятными, бережно относиться к одежде, игрушкам, поощрять самостоятельность;
• Воспитывать у детей вежливость в общение (говорить слова «спасибо! здравствуйте! до свидания»);
• Воспитывать чувство взаимопомощи.
Возрастные особенности детей 2-3 лет :
Поставленные задачи могут быть успешно решены только на основе учета возрастных особенностей ребенка. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоение культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Возрастной особенностью детей 3 –го года является стремление к самостоятельности. Для более легкого овладения определенными навыками, действия делят на несколько операций. На начальном этапе усвоение навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.
Еще одной важной особенностью этого возраста является то, что по мере овладения новыми действиями детям хочется их неоднократно повторять. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Освоение детьми культурно – гигиенических навыков осуществляется в разных формах работы организации педагогического процесса:
• в процессе режимных моментов
• в непосредственно образовательной деятельности
• в создании условий для самостоятельной деятельности детей
• во взаимодействии с семьями воспитанников
И в разных формах организации детей :
• групповой
• подгрупповой
• индивидуальной
Описание системы работы:
Первым этапом работы было диагностирование детей, чтобы определить уровень сформированности культурно – гигиенических навыков у каждого ребенка. Для этого составили таблицу, где у каждого ребенка выявила уровень усвоения культурно – гигиенических навыков :
• навыки мытья рук и умывания;
• навыки культуры еды и поведения за столом;
• навыки самообслуживания (одевания, раздевания);
• навык пользования носовым платком.
Результаты диагностики на начальном этапе выявили низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все дети умели самостоятельно и аккуратно есть, не знали последовательности одевании и раздевания, не умели мыть руки, не умели правильно держать ложку во время еды.
Вторым этапом работы было составление перспективного плана работы с детьми с указанием методов:
1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.
2. Пример взрослого.
3. Приучение, упражнение.
4. Создание воспитывающих ситуаций.
5. Поощрение, которое помогает ребенку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).
и приемов работы:
1. Показ и объяснение.
2. Упражнения и контроль.
3. Пример взрослых.
4. Игровые приемы.
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.
6. Единство требование со стороны взрослых.
7. Контроль со стороны взрослых.
8. Совместная деятельность с детьми.
.
Работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков следует начинать с первых дней пребывания детей в группе.
Постепенно дети овладевают основными культурно – гигиеническими навыками. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются.
Правило: нужно добиваться от ребенка, чтобы он самостоятельно делал то, что умеет.
Мы не только учим детей умываться, одеваться, есть и пользоваться носовым платком, но и приучаем их к посильному труду. Малыши учатся убирать игрушки на место после игр, помогают мыть их, поливать цветы.
Таким образом, разнообразие методов и приемов позволили сформировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Ожидаемые результаты:
В соответствие с целевыми ориентирами образования в раннем возрасте:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические культурно – фиксируемые предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески) и умеет пользоваться ими, владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
• Владеет активной речью, включенной в общение, можете обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
• Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Социально – коммуникативное развитие - Развивать у детей желание общаться между собой и взрослыми во время проведения режимных моментов, в совместных играх, отражая свои знания в ходе игровой деятельности и формировать навыки безопасного поведения во время режимных моментов.
Познавательно развитие - Поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов личной гигиены (мыло скользкое, щетка колючая и тд., разнообразных действий с ними, экспериментирование с водой (холодная, горячая, теплая).
Речевое развитие - Развивать у детей речь во время режимных моментов с использованием различных потешек, стихов, называть предметы одежды во время одевания и раздевания.
Художественно- эстетическое развитие - Развивать интерес с прослушиванию небольших произведений («Мойдодыр» Чуковского К. И. и тд., договаривать слова, фразы при чтении, воспитывать у детей интерес к музыкально – художественной деятельности (малым формам фольклора, подпевать песенки при укладывании игрушек спать.
Физическое развитие - Вырабатывать у детей полезные привычки при развитии культурно – гигиенических навыков, правильную осанку во время завтрака, обеда и ужина, развивать мелкую моторику кистей рук в играх (с прищепками, шнуровкой, пуговицами).