Получи документы

Воспитание как приоритетная составляющая образовательного процесса

Татьяна Прохорова
Воспитание как приоритетная составляющая образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитательная деятельность в ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приори-тетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравст-венной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Публикация «Воспитание как приоритетная составляющая образовательного процесса» размещена в разделах

Современный российский национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации : развитие лично-сти, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, граж-данственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В данное время в школе - интернат больше внимание стало уделяться воспитывающей составляющей части урока и во внеурочной деятельности. Этому способствует рабочая программа воспитания, которая делится на три возрастные категории по уровням образования : НОО, ООО, СОО.

На начало 2024-25 учебного года в школе было сформировано 12 классов. Классные руководители и воспитатели 1– 12 классов разработали планы воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы по уровням образования.

Классными руководителями и воспитателями используются различные формы работы с обучающи-мися и их родителями:

• тематические классные часы и воспитательные занятия;

участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, конкурсы чтецов;

• участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах;

• индивидуальные беседы с учащимися;

• работа с портфолио;

• индивидуальные беседы с родителями;

• родительские собрания и др.

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания :

• гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принад-лежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

• патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

• духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культу-ры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливо-сти, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

• эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и миро-вого искусства;

• физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоцио-нального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и со-стояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвы-чайных ситуациях;

• трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (сво-его и других людей, ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личност-ное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

• экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бе-режного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных ду-ховных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

• ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Модуль «Урочная деятельность»

Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, в рамках максималь-но допустимой учебной нагрузки) предусматривает:

• максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомо-гательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

• включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;

• включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей те-матики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;

• выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятель-ности;

• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

• применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимули-рующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность при-обрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить от-ношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

• побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстни-ками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;

• организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над не-успевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планиро-вание и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

Модуль «Внеурочная деятельность»

Система дополнительного образования детей располагает социально-педагогическими возможно-стями по развитию творческих способностей обучающихся, дает возможность проявить не только творческие возможности и способности, но и применить их на практике в жизни.

В нашей школе существует блок дополнительно образования, включающий в себя такие на-правленности:

-спортивно-оздоровительное,

-духовно-нравственное,

-социальное,

-общеинтеллектуальное,

-общекультурное.

В школе функционируют 17 кружков.

Соколова Е. А. – «Сольное пение»,

Духина И. А. – «Лечебный и классический массаж»,

учителя – предметники: Жилкин А. Ю. – «Настольный теннис»,

Федосеев А. В. – «Техническое творчество»,

Толстых Е. А. – «Мукасолька»,

Грачева Е. В. – «Художественное чтение»,

социальный педагог: Колесникова Л. В. – «Выбор»,

воспитатели : Трубникова О. Н. – «Волшебство аппликации»,

Зиновьева Л. А. - «Чудеса аппликации»,

Старокожева О. А. – «Пластилиновое чудо»,

Полесская А. В. – «Радуга красок»,

Никулина С. И. – «Юный эколог»,

Санникова С. С. – «Фантазеры»,

Прохорова Т. В. – «Разноцветный мир»,

Вельменко Е. И. - «Волшебная кисточка»,

Комарова Л. А. – «Тайны природы»,

тьютор Шестакова И. А. – «Забавные сувениры».

Охват воспитанников кружковой работой составляет 93 %.

Результатом совместной работы педагогов с воспитанниками является участие наших ребят в муни-ципальных, региональных, всероссийских и даже международных уровнях. При этом, завоевывая призовые места, дипломы лауреатов и ценные подарки.

Модуль «Классное руководство»

Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педаго-гической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и со-циализации обучающихся, предусматривает:

• планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической на-правленности;

• инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешко-льных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

• организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совмест-ных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, спо-собностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять дове-рительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведе-ния;

• сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучеб-ные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;

• выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации;

• изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их по-ведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;

• доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др., совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы инди-видуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;

• индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных Портфолио, в ко-торых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;

• регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирова-ние единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

• проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интегра-ции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;

• организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование роди-телей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, админи-страцией;

• создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в реше-нии вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;

• привлечение родителей (законных представителей, членов семей обучающихся к орга-низации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразователь-ной организации;

• проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.

Модуль «Основные школьные дела»

Традиции ОУ заключаются не только проведении традиционных мероприятий, как это принято по-нимать, в широком смысле – это и режим дня, и урок, и внеурочная деятельность, и отношения меж-ду педагогами и воспитанниками, внутренний микроклимат в каждом классе, традиционные школь-ные мероприятия- все это рассматривается как самодостаточная конструкция развивающейся воспитывающей атмосферы. Коллективным носителем традиций являются и педагогический коллектив, и коллектив учащихся, и родителей. Т. е. мы начинаем закладывать традиции, начиная с порога школы, с урока-прежде всего, сформировать умение организовать свою учебную деятельность.

-усвоение нравственных норм поведения в микроколлективе, в общественных местах, среди окру-жающих, в природе и т. д. ;

-расширение социальной активности учащихся (дежурства в столовой и по школе, выполнение об-щественных поручений, взаимопомощь, участие в комиссиях и т. д.);

-осознанное принятие ценностей ЗОЖ и режима дня;

-т. е. все моменты, из которых складывается вся жизнь в интернате с подъема до отбоя;

-конечно же, организация традиционных школьных мероприятий.

В то время, как в массовых школах проведение традиционных праздников практически изживает себя, либо приобретает новые формы, в нашей школе-интернат мероприятия действительно являются традиционными и претерпевают активную подготовку и детского и педагогического коллектива. При этом очень важно отметить, что наши воспитанники проявляют огромный интерес и желание поучаствовать в таких мероприятиях. К таким мероприятиям можно отнести:

1.«Осенний калейдоскоп» (конкурс поделок из природного материала)

2.«Мастерская Деда Мороза» (Новогодняя гостиная, конкурс новогодних игрушек, поделок и плака-тов)

3.«Конкурсы чтецов»

4.«Осенний бал»

5.«День рождения школы»

Акции различной направленности («Зимние окна», «Окна Победы», «Подари книжке жизнь», «Кор-мушка для пернатого друга», трудовой десант и т. д.);

Открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок: «Брейн-ринг», «Круглый стол» и т. д.

Общешкольные родительские собрания, заседания Попечительского совета, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;

Общешкольные праздники, ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, ли-тературные и т. п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы:

-День Учителя (поздравление педагогических работников, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в центральном холле школы);

-День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный и воспитательные процессы, проводят уроки и самоподготовки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т. п.);

-Новогодние хороводы и праздничное представление, Осенний бал, 8 Марта, День защитника Оте-чества, «Последний звонок» (выпускной вечер, «Первый звонок» (1 сентября, «Широкая маслени-ца» и др. ;

Церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.

Еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с поднятием Государственного флага РФ и школьного знамени;

Модуль «Внешкольные мероприятия»

• Библиотка им. Ерошенко

• ООО «Валуйское УПП ВОС»

• ООО «УПП «Белгородское»

• Валуйский Центр занятости населения

• Белгородское региональное отделение ВДПО

Модуль «Профилактика и безопасность»

Проведение мероприятий, направленных на воспитание у школьников здоровых и безопасных при-вычек. В школе регулярно проводится большое количество воспитательных мероприятий по профи-лактике вредных привычек, вовлечению в деструктивные детские и молодежные объединения, куль-ты, субкультуры и группы в социальных сетях; профилактике ВИЧ-инфекции, СПИДа, профилакти-ке злоупотребления ПАВ, антиалкогольные, против курения, активно проводятся уроки здоровья с привлечением врачей-специалистов (нарколог, дермато-венеролог).

В целях совершенствования работы по предотвращению ДДТТ и БДД, пропаганды основ безопасно-сти ДД в школе регулярно проводятся инструктажи различной направленности, недели безопасно-сти, воспитательные мероприятия с участием инспекторов ГАИ и сотрудников МЧС.

Особого внимания требуют «педагогически запущенные» дети, так называемые «трудные подрост-ки». В структуре их личности наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, кон-фликтность в среде общения, недоверчивость и враждебность к учителю, что, зная и учитывая спе-цифику личностно-ориентированного воспитания с трудными подростками, поддается педагогиче-скому перевоспитанию. В целях упорядочения работы организуется контроль воспитателей, классного руководителя и соц. педагога. В обязанности педагогов входит не только контроль за подростками, но и коррекция их поведения, организация отдыха и занятости, работа с родителями.

Говоря о проблемах девиантного поведения учащихся, росте негативных проявлений среди подрост-ков, необходимо помнить, что в школе подростка можно удержать только особым отношением к не-му, особым состоянием жизни в школе и вне ее. Вот здесь, как показывает воспитательная практика ОУ, огромная роль в воспитании, организации досуга детей и подростков принадлежит системе до-полнительного образования и кружковой работы. Общедоступность, бесплатность дополнительного образования и посещения кружков, способствует творческому развитию личности ребенка, является одной из главных гарантий реализации принципа равенства. Рассматривая важность и значимость системы доп. образования и кружковой работы, реализуя эти программы, школа уделяет особое вни-мание активному совершенствованию этого вида образования, что позволяет объективно сочетать в едином процессе воспитание, обучение, творческое развитие личности.

В качестве программ в школе-интернат разработаны и действуют:

- программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в рамках ФГОС НОО - «Я - патриот своей Родины!»

- программа по формированию ЗОЖ - «Школа-территория здоровья»

- перспективная программа по гендерному воспитанию школьников среднего и старшего воз-раста «Расскажи мне обо мне»

- программа по профориентации воспитанников - «Мой профессиональный выбор»

- программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

«Рука в руке»

Все виды внеурочной деятельности учащихся на всех ступенях образования ориентированы на вос-питательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря участию в том или ином виде деятельности.

Мы стараемся сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса»Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса» Педагогическая студия - элемент методической системы города (городское методическое объединение, объединяющий творчески работающих педагогов.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание как приоритетная составляющая образовательного процесса
Опубликовано: 30 октября 2024 в 18:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание как приоритетная составляющая образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прохорова (УИ 87344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД