ольга смирнова
«Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы, взрослые во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве.
Мальчики и девочки – это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек чем-то похожи, но в чём-то отличаются.
Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Как помочь нашим детям стать непохожими друг на друга мужчинами и женщинами и чувствовать себя на своем месте?
Публикация «„Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как исправить влияние общественного мнения, утверждающего, что в современном мире «девочки и мальчики равны»?
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.
Мамы и папы часто задают вопрос: «Нужно ли воспитывать мальчиков и девочек одинаково?».
Это в любом случае невозможно. Какими бы то ни были наши намерения и наши представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и с девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты). Мы интуитивно чувствуем: их психика различается. Но так получается не у всех родителей и не всегда просто потому, что в воспитании очень сильны наши проекции (бессознательные страхи и тревоги) и собственные нарцистические переживания.
Нередко чувства, направленные на ребенка, вытесняют ощущения собственного дискомфорта. Родители, например, чаще ругают активных, подвижных мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям всего по два года.
На такое поведение взрослых влияет и расхожее представление о женской и мужской ролях в обществе. Оно настолько запечатлелось в сознании многих поколений, что проявляется в поведении помимо нашей воли.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.
У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.
У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.
Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни.
В дошкольном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.
У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.
Оцените разницу…
• Мальчик готов отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: «Не знаю!»
• Девочка не зная ответа на вопрос, прямо скажет об этом.
• Мальчику важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному» Девочки легче усваивают алгоритмы и правила и лучше обучаются последовательно «от простого к сложному»
• Мальчики обычно не следят за мимикой взрослого (правильно ли я отвечаю, но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчику легче заниматься.
• Девочкам общение со взрослыми важнее знаний: она смотрит на него, ловит нюансы его мимики и подстраивается к нему.
• Мальчики с некоторым трудом воспринимают язык большинства учебников.
• Девочки быстрее схватывают новый материал, раньше начинают читать, легче учит грамматику.
• Мальчики опираются на «дальнее зрение», поэтому любят догонялки, бросать предметы в цель, охотно расширяют свое пространство по вертикали: лазают по деревьям.
• У девочек более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика, поэтому они любят небольшие игрушки. Играть и заниматься им комфортнее в ограниченном пространстве.
• Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься»
• Чтобы поддержать девочку, скажите: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала».
Но есть правила применимые к обоим полам.
Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, табу, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и к другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие… Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей.
Мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым.
Чем больше у него будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче ему будет жить дальше.
Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, вымоет посуду, а девочке - что она не перестанет быть женственной, если сумеет вбить в стену гвоздь.
Родителям следует понять, и тогда они смогут это донести до своих детей, что мужчина может жить в согласии со своей женской составляющей, не отказываясь от мужественности, а женщина может быть вполне женственной, принимая свои мужские черты. И никто при этом не утратить (мужской иди женской) привлекательности. И конечно, для всех детей важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Список литературы
1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.
2. Клецина И. С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
3. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.- 2003. - с. 44–52.
4. Марушкина О. А. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Журнал «Ребенок в детском саду» -№1- 2012. - с. 77–80.
5. Попова Л. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А до Я”.- 2004.- № 2.- с. 110-123.
6. Семенова В. Э. «Непонятный гендер и как его «приучить» и сделать помощником в работе». Журнал «Психолог в детском саду» -№1- 2012. - с. 6–10.