Екатерина Степанова
Воспитание гражданско-патриотических чувств средствами различных видов и жанров искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь
к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев.
Публикация «Воспитание гражданско-патриотических чувств средствами различных видов и жанров искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Жанры изобразительного искусства
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
• Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное
уважительное отношение к ее истории.
• Педагогический словарь под патриотизмом подразумевает «не только высокое чувство к Родине, но и любовь к народу, родной земле, своей культурной среде» .
• Гражданственность - это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей.
• Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям.
• Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить чувство любви к своему Отечеству.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности :
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Патриотическое воспитание – это сложный процесс, который не ограничивается уроками мужества, празднованиями Дня Победы и Дня России. О любви к Родине и уважительному отношению к ней нужно вспоминать не периодически, а проводить с воспитанниками постоянную работу по развитию и укреплению нравственных патриотических чувств.
Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство : литература, музыка, народное творчество, живопись.
Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту.
Искусство помогает дошкольникам воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.
Огромной силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись. Поэтому целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы, музыкальные, литературные произведения и др.
Важнейшим условием «проникновения» нравственных ценностей в сознание младших дошкольников является создание на занятиях атмосферы творчества.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству дошкольники должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство с малой Родиной – города, где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а жители – граждане России.
• Большие возможности для формирования гражданских качеств детей предоставляют занятия по чтению.
• Помогают в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины.
• На произведениях классиков дети учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
• Эмоциональный настрой детей усиливается, если чтение произведения воспитателем сопровождается через прослушивание музыкальных произведений.
Художественно-эстетическое развитие играет большую роль в патриотическом воспитании старших дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, народных промыслах; проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы.