Наталья Галкина
Консультация для родителей «Воспитание активности в творческих играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Активность дошкольника проявляется в стремлении узнавать новое, затевать игру, воспроизводить в ней деятельность взрослых, вступать в контакт с другими детьми, помогать старшим, делать кое-что самостоятельно («Я сам!»). Однако свойством личности активность становится лишь тогда, когда воспитание ее, заключающееся в постоянном вовлечении малыша в разностороннюю деятельность коллектива, начинается с раннего возраста. Развиваться и усиливаться активность будет при условии, что участие ребенка в общем труде окажется нужным и полезным, что на всех этапах (замысел, планирование, исполнение) труд его получит должную поощрительную оценку.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание активности в творческих играх“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Наиболее полно активность дошкольника проявляется в игре, особенно в творческой игре — свободной деятельности ребенка,— когда он самостоятельно выбирает сюжет, берет на себя определенную роль, употребляет по своему желанию предметы и игрушки независимо от их назначения.
В чем же заключаются особенности работы взрослого по воспитанию активности у детей дошкольного возраста?
В старшей группе заметно расширяются представления детей об окружающем, о труде людей. Например, чтобы познакомить ребят с трудом людей, связанным с морем, я прочла сначала главу «Пароход» из книги Б. Житкова «Что я видел?», его рассказы «Наводнение» и «На льдине». Затем организовала беседу с детьми, из которой они узнали о жизни команды корабля, о взаимоотношениях людей разных профессий.
Познакомив детей довольно подробно с жизнью и трудом моряков, я вызвала у них стремление подражать им в игре, активно «бороться со стихией», преодолевать возникающие трудности. Внимание в работе с детьми этого возраста я направляю на то, чтобы совершенствовать у них навыки организации игры, без которых невозможно возникновение коллективных игр. Для этого до начала игры рекомендуется провести беседу примерно такого содержания: «Давайте решим, в какую игру будем сегодня играть. Все ли у нас есть для этой игры? Где мы поместим корабль, а где корабельные службы? Какие роли будут в этой игре?»
Чаще всего ответы на вопросы дают дети активные, но педагог должен обращаться и к другим детям, поддерживая и одобряя их предложения.
Обучение малоактивных детей планированию игры приучает их более осознанно выбирать тему, представлять линию ее развития, отбирать нужные игрушки. Эти дети чаще всего играют небольшими группками, поэтому в предварительной беседе предоставляется возможность наметить канву действий каждого ребенка.
Игрушка, если у ребенка уже есть опыт обращения с ней, усиливает интерес к игре, расширяет ее содержание, а нередко приводит к возникновению новой игры или роли. Совсем по-иному дети воспринимают игрушки, с которыми до этого не играли, не знают, как можно с ними играть. Чаще всего новые игрушки не вызывают активности. Желание использовать их в игре наступает после некоторых разъяснений. Покажу это на примере.
Детям раздали шапочки для изображения зверей в играх-драматизациях. Ребята примеряли шапочки, смотрели на себя в зеркало, подражали повадкам и голосам животных, но игра не возникла. В течение последующих дней я совместно с музыкальным руководителем стала учить детей игре-драматизации по сказкам «Колобок», «Теремок», «Зающкина избушка». И тогда они стали активно использовать в самостоятельных играх ранее оставленные без внимания шапочки.
Игра в кукольный театр требует от детей новых умений: нужно уметь четко договориться о ходе игры, когда должен появиться следующий персонаж, с какой стороны, куда он должен уйти. Каждому участнику необходимо следить за всей игрой, уметь подсказать и помочь товарищу.
Чтобы привлечь робких детей к театрализованным играм, я использую настольный театр. Один ребенок с помощью набора игрушек сможет проиграть все роли. Такую игру я предлагаю застенчивым детям в утренние или вечерние часы, когда в группе мало детей, и я могу обратить более пристальное внимание на действия играющего, одобрить их, подсказать ему, а иногда и поиграть вместе с ним.
Также предлагаю малоактивным ребятам, уже научившимся управлять фигурками плоскостного театра, показать сказку детям младшей группы. Затем обязательно рассказываю всей группе об успехе товарища. Приучая детей к планированию игры, совершенствуя их организаторские навыки, я в то же время занимаюсь развитием у детей таких сторон проявления активности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность.
Итак, активность детей старшей группы в творческих играх выражается в умении самостоятельно выбрать тему игры, роль в ней, заинтересовать товарищей своим замыслом, создать игровую обстановку; она проявляется в целеустремленности детей, их умении преодолеть возникшие в игре трудности, стремлении передать не только действия, но и чувства, отношения героев.
Задача в работе с детьми этого возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов; создании условий, побуждающих детей к творчеству. Своими советами, предложениями, вопросами я направляю ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно я из непосредственного участника игры перехожу к роли советчика в ней.
Используя индивидуальный подход к детям, создавая ситуации, требующие от ребят проявления активности, я помогаю развить это качество личности у всех своих воспитанников. Успех любого ребенка в игре улучшает отношение товарищей к нему, сближает его с детьми всей группы, делает нужным другим играющим, а у него самого вызывает чувство удовлетворенности, желание включиться в коллективную игру.
Активность — сложное качество личности, и, как мы видели, она воспитывается постепенно.
На первом (низшем) уровне активность детей носит подражательный характер и вызывается чаще всего игрушкой; проявляется активность больше во второстепенных ролях, в которых дети выполняют стереотипные действия.
Второй уровень развития активности характеризуется возросшей самостоятельностью детей в определении цели игры, в развитии и исполнении роли, умением согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями других играющих.
Третий уровень характеризуется большой целенаправленностью, стремлением к точному отображению действительности в поступках и передаче чувств изображаемых героев, выработавшейся способностью самостоятельно ставить цель и находить средства для ее осуществления.
Четвертый уровень активности в игре — это уже творческий подход детей к решению игровых проблем, поиски принципиально нового решения, связанные с желанием сделать игру интереснее и правдивее.
Воспитание активности детей в творческой игре неразрывно связано с воспитанием целеустремленности.