Ирина Александровна Павлова
Сценарий развлечения в средней группе «Вороний день»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение «Вороний день» Средняя группа
Воспитатель Павлова Ирина Александровна.
Цель: приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.
Развивающие :
- обогащение словарного запаса детей;
Публикация «Сценарий развлечения в средней группе „Вороний день“» размещена в разделах
- Вороний день
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2022
- развитие художественно-творческих способностей детей.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;
- воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.
Образовательная область «Художественное творчество» (технология музейная педагогика).
Предварительная работа: знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изображение деревьев (берёза, для завязывания ленточек,чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.
Оборудование: проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, Презентация сказки, Берёзки, конфеты,баранки. ленточки
Ведущий:
Ведущий- Ребята, кто может сказать, как называется наша сибирская земля, наша малая Родина?
Дети.. ЯНАО с Красноселькуп.
Ведущий- Народы каких национальностей у нас живут?
Дети- Ханты, манси,ненцы, селькупы.
Ведущий-Всё это коренные народы севера. У которого свой язык, одежда и обычае. (выходят дети одетые в национальные костюмы)
Давайте поприветствуем друг друга, используя приветствие на селькупском языке
Все вместе
Соночелы-небо голубое!
Соночелы-солнце золотое!
Соночелы-звёзды золотые
Соночелы- гости дорогие!
Настя
Снежные сугробы, таёжные леса
Грибы и ягоды, охота и рыбалка
Ты этот край узнал?
Все –Да это наш Ямал!
Тася -В конце зимы народы севера празднуют «Ворна-хатл»
Рома -Что это такое?
Тася- Это праздник «Вороний день» или встреча весны!
Звучит мансийская весенняя мелодия. В зал входят женщина и девочка в национальных костюмах манси - Мать Матерей и Дочь - и усаживаются у огня рядом с чумом.
Мать матерей: - Вот и мы до весны дожили - ВОРОНЫ дождались.
Дочь: - Мать матерей, скажи, ведь ворона хорошая птица?
Мать матерей: - Хорошая.
Дочь: - А почему хорошая?
Мать матерей: - С именем Вороны много связано. И первое дыхание весны, и первое тепло.
Дочь: - И первые проталинки, и первые ручьи, и первые ростки.
Мать матерей: - Все первое…
Дочь: - А почему все первое
Мать матерей: - А вот послушай, как об этом говорится в старинной легенде. (Повествование Легенды сопровождается демонстрацией слайдов 3-9)
«Давно это было. Пришла лютая зима (Слайд 3) с треск морозами, солнце скрылось за тучами, казалось что метели и вьюги бесконечны. (Слайд 4) Мороз крепчал день ото дня, запасы продуктов заканчивались. (Слайд 5) Все живое – звери деревья, люди – словно превратились в ледяные фигуры. (Слайд 6) Но вот однажды в этот северный заснеженный край может случайно, а может из любопытства, залетела ворона. (Слайд 7) Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Ни звука, ни шороха не слышно. Страшно ей стало. Собралась тогда ворона с силой и от отчаяния громко закричала. Полетел её звонкий, пронзительный крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля: солнце вышло из-за туч, побежали ручьи, проснулся человек. (Слайд 8) С этого дня повели свой род ханты. (Слайд 9)
Дочь: - Расскажи ещё про Ворону.
Мать Матерей: Есть о Вороне красивая легенда. (Встаёт, рассказывает)
(Звучит фоновая мелодия – повествование легенды сопровождается демонстрацией слайдов с 10 -14)
«Говорят, давным – давно ворона белой была. (Слайд 10) И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. (Слайд 11) Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. (Слайд 12) Недолго кружила она, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили её люди и глазам на поверили: улетела белая, а вернулась – чёрная. (Слайд 13)
А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума, потому что как бы ты ни бедствовал, до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И как они ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И ещё, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей».(Слайд 14)
- Вот и ждут люди прилёта Вороны, как прихода Весны.
Как бы и нам не пропустить эту радость, пока Ворона не прилетела нам нужно успеть для неё приготовить гнёздышко, чтобы ножки она свои погрела. (выносит гнездо)
Звучит музыка Влетает Ворона
Ведущий: Здравствуй, Ворона! Так это ты весну можешь позвать?
Ворона : Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да гнёздышко построить.
Ведущий: А мы для тебя приготовили подарок, построили гнездо
Ворона – Ой спасибо ребята за это я с вами поиграю в игру «Летает не летает»
ИГРА «ЛЕТАЕТ НЕ ЛЕТАЕТ»
Ворона Молодцы правильно поиграли не ошиблись, пришла пора весну позвать
Помогите мне (КАР-КАР-КАР)
Входит Весна
Весна. Здравствуйте, ребята, я к вам так спешила, как услышала крик птицы севера. Звенит капель, дышит свежестью и все вокруг поёт. Споем и мы.
Дети исполняют песню о весне
Весна: весной прилетают перелётные птицы и просыпаются звери.
Сейчас я проверю хорошо ли вы знаете животных севера. ?
Загадки
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется…
(олень)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - её краса.
Этот зверь лесной…
(лиса)
Любит красную морковку.
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям.
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой-…
(заяц)
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам намного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это…
(белка)
Не голос - громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нём громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось,
Раз оно сохатый, значит…
(лось)
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это…
(ёжик)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(волк)
Ворона : У народа ханты и манси есть древний обычай – с приходом весны, завязывать яркие ленточки на берёзу. Это дерево считается самым чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, важно пожелать, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, а главное загадать своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется. У вас есть такое желание, ребята?
Ворона раздаёт ленточки, дети завязывают их на берёзу.
Ведущий: Первыми подойти к берёзке я предлагаю девочкам. Так как вороний день считается женским праздником. (Девочки завязывают ленты)
А теперь своё желание загадают мальчики. (Мальчики завязывают ленты)
Весна –А я украшу берёзку баранками
Посмотрите, на что похожи баранки?
На солнце. А солнце - это на языке народов севера –ХЕЙРО Давайте поиграем
Подвижная игра «Хейро»
Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро» т. е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Ведущий Утром хозяйки чума будят сыновей и дочерей с песнями и прибаутками: «Вставай, моё солнышко ненаглядное! Кто рано встаёт, тот везде успеет. Поспеши, радость моя, ворона прилетела, подарки, наверное, принесла, ведь ты у меня в этом году был послушным, примерным ребёнком. Выгляни на улицу, посмотри, нет ли там и для тебя чего-нибудь».
Ведущий и наша ворона приготовила для вас подарки. Закройте глаза и произнесите слова
(меняют берёзки,ту что украшена ленточками уносят,а берёзку с конфетами выносят)
Ворона прилетела берёзку разбудила
Берёзку разбудила подарки подарила!
Дети открывают глаза подходят к берёзке и угощаются конфетами.
Ворона : С пробуждением тебя мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. Прими дары наши.
Высоко, далеко я летала, да у Торума просила, чтобы все желания людей исполнялись.
А Вам дети я древний наказ передать должна:
В беде стойкими будьте!
В битве храбрыми будьте!
В ученье – усердными,
В славе – скромными!
Так говорят люди, совсем старые люди!
Пора мне. Полетела я дальше, других ребят поздравлять с весной.
Ведущий: До свидания! (Ворона улетает)
Вот и заканчивается наше увлекательное путешествие по суровому и одновременно ласковому краю, которому так нужны наше тепло и забота.
Выходит ребё нок читает стихотворение:
Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дороге наш края.