Жанна Горбунова
«Волшебный мир сказок». НОД для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир сказок
НОД в подготовительной группе
Автор: воспитатель Горбунова Жанна Александровна
Интеграция ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»
1. Создать творческую атмосферу, позволяющую активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказок.
Публикация «„Волшебный мир сказок“, НОД для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
2. Продолжать составлять пространственную модель сказки и действовать с ней. Учить выделять главных и второстепенных героев, фиксировать субординацию ролей в виде модели.
3. Учить выразительно, используя мимику и жесты, рассказывать сказки. Воспитывать культуру речевого общения.
4. Продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности: эпитетами, метафорами, синонимами, учить их использовать в речи.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.
6. Развивать воображение, фантазию детей.
Материалы:
Магнитофон, фонограмма монолога подушки, «Волшебный куб», таблица
«измени слово», «волшебная подушка», схемы сказок «Теремок»,
Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», рамки с условными заместителями персонажей сказок, иллюстрации сказок, коробка «Салат из сказок», фломастеры, атрибуты драматизации сказок, подарки на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок : русских народных и авторских (Пушкина, Чуковского, Б. Гимм, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен).
2. Слушание грампластинок с записями сказок.
3. Беседа по прочитанным сказкам.
4. Объяснение непонятных и устаревших слов, использование их в речи.
5. Игры-драматизации по русским народным сказкам.
6. Работа по перфокартам «Какое слово я задумала?», «Отгадай слово».
7. Составление сказок по предложенной пространственно-временной модели.
8. Придумывание различных вариантов по знакомому сюжету сказок : «Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».
9. Составление пространственных моделей по русским народным сказкам.
НОД:
Дети заходят в группу свободно встают вокруг воспитателя.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет (вывешивается задание)
-Тема нашего путешествия зашифрована здесь. Выполнив цепочку переставлений, вы сумеете угадать, куда мы направимся. (Дети самостоятельно пытаются прочитать, затем 1 ребёнок у доски выполняется задание).
-Да, мы с вами отправляем
-А вы любите сказки? Чем они вам нравятся?
(Ответы детей)
Обобщение воспитателя: действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения.
Сказки стародавние
Грустные, забавные,
Добрые, серьёзные,
Лунные и звёздные.
Мы любим их слушать
Любим их читать
С ними можно даже
Просто поиграть!
-И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным кубом
Игра «Волшебный куб»
Ребёнок 3 раза бросает куб. После каждого раза воспитатель задаёт какой-либо вопрос. (Дети садятся за стол).
Вопросы к детям (на выбор)
- Как называется эта сказка? Назовите главных героев сказки?
- Как описывается в сказке герой (черты характера?
- Вспомните, какие волшебные предметы помогали сказочному герою творить чудеса?
- Какие ещё волшебные предметы из других сказок вы можете назвать?
- Попробуйте отгадать, о каких сказочных предметах мои загадки.
• Хочешь превратиться в тень
И растаять в дымке?
Сдвинь тихонько набекрень
Шапку - ….(невидимку)
• Стоит только пожелать
Бублик, булку, хлеб, баранку –
Станет тут же угощать
Скатерть - (самобранка)
• Это чудо-сапоги
Сунь в них ноги и беги –
Вмиг обгонишь вездеходы
Ты в сапожках -….(скороходах)
• Садись поудобней, и скоро
Помчимся, как ветер, вперёд
Хоть нет ни руля, ни мотора
Взлетит наш ковёр-(самолёт)
(Ответы детей)
-Кто заметил, сколько раз бросили куб? (ответы детей)
-Я не случайно обратила внимание на это число. Практически ни одна сказка не обходится без этой чудесной цифры. Вспомните, где вы встречались с ней в сказке? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: да, мы постоянно встречаемся с этим сказочным числом в сказках. Оно делает её более интересной и таинственной.
-Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком.
Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.
Девушка - … красна девица
Парень…добрый молодец
Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать
Губы-…уста сахарные
Глаза-…очи ясные
Печаль-…голову повесил, закручинился, пригорюнился
Идти далеко – за тридевять земель, за тридевять морей.
- Ребята, а кто придумывает сказки? (народ, сказочник)
-Мы сегодня будем придумывать сказки сами.
-С чего иногда начинаются сказки? (ответы детей)
-Затем идее зачин. Назовите известные вам зачины? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: начинается сказка с зачина. Потом появляется герой, испытания для него, помощь друзей, победа, конец.
- Ребята, мы всё вспомнили о сказках. Теперь ваша фантазия поможет вам придумать удивительные сказки.
- Сегодня я приготовила для вас такие задания:
Задание №1. «Измени конец сказки»
Вы хорошо помните сказку «Колобок»? Вам нравится её печальный конец? (ответы детей) Мне тоже. Давайте изменим так, чтобы сказка заканчивалась весело. Кто хочет выполнить это задание? Нужно придумать конец сказки и составить модель (выбираются 2 детей по желанию)
Задание №2 «Салат из сказок»
Выберите из коробочки любые 3 слова и составьте сказку с ними. Потом расскажите свою сказку по частям, пользуясь своей моделью (выбираются 3 ребёнка пол желанию).
Задание №3 «Отрывок из сказки»
Перед вами лежат атрибуты из сказки. Вам необходимо догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок из этой сказки. (3 ребёнка)
Магнитофонная запись:
-Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: - ой, кто это говорит? Да это подушка с нами разговаривает. Она, наверное, не простая, а волшебная. Здравствуйте, уважаемая подушка. Извините, что мы растревожили Вас. Кто Вы?
Магнитофонная запись:
- Я – хозяйка разных снов.
Про дельфинов и слонов
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны подушка.
Воспитатель: слышали, ребята? Если положим голову на эту волшебную подушку, то нам обязательно приснятся замечательные, интересные, сказочные сны.
(Дети ложатся головой на подушку. Звучит спокойная музыка 2-3 минуты)
- Ребята, ну вот вы и побывали в сказочной стране снов. Каких только чудес не происходит здесь. Из неведомых стран прилетает в сад жар-птица и клюёт царские яблоки. Серый волк везёт Ивана-царевича на себе. Лягушка превращается в царевну и пляшет на царском пиру. Ну, а теперь сами попытайтесь сочинить волшебные сказки.
(Дети расходятся по разным местам, устраиваются удобней и придумывают сказки)
(Дети выполняют задания)
Воспитатель: ну, а, теперь, давайте же послушаем, что у нас получилось. Я вижу, как горят глаза у ребят, как им хочется побыстрее рассказать свои сказки.
1. Слушается концовка сказки «Колобок», параллельно выкладывается модель сказки.
Вопросы к детям на выбор:
-Понравился ли новый конец сказки?
-Какой герой в вашей сказке?
Какими слова заканчивается сказка?
Как её рассказали дети?
2. Воспитатель: а сейчас трудное задание. Дети придумали всю сказку от начала до конца и сейчас мы её послушаем.
(Дети рассказывают по частям сказку и выкладывают модель сказки на полу)
Вопросы к детям:
-Как бы вы озаглавили эту сказку?
-какое волшебство встречается в сказке?
-Использовали ли авторы выразительный язык сказки?
-Понравилась ли вам сказка?
3. Мы сочиняли сказки, а сейчас дети покажут нам маленький отрывок из известной сказки.
Вопросы к участникам:
-Какую сказку вы нам будете показывать?
(Ш. Перро «Красная шапочка)
-Как вы догадались, что это она?
(по атрибутам)
(Дети инсценируют любой отрывок из сказки)
Вопросы к детям на выбор:
- Какой волк в сказке? Смог (имя ребёнка) изобразить именно такого волка?
-Какая Красная шапочка в сказке? Почему волку удалось обмануть девочку?
- Чем заканчивается сказка?
Обобщение воспитателя: молодцы, ребята. Было очень интересно послушать ваши сказочные истории. Вы, наверное, немного утомились. Давайте поиграем в игру «Найди свой домик»
(Воспитатель показывает знакомые модели сказок «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Теремок», уточняет их с детьми.
Игра «Найди свой домик»
(На полу разложены перевёрнутые иллюстрации к сказкам. На стенах в разных местах развешаны указанные схемы. Под музыку дети бегают по залу, при остановке музыки берут любую картинку и определив, из какой она сказки, встают под нужной схемой). Играют 3 раза.
Воспитатель: ну, что ж занятие наше заканчивается.
-Понравилось оно вам? Давайте поблагодарим подушку за помощь.
Магнитофонная запись:
- Подождите благодарить меня. За то, что вы так интересно рассказывали сказки, я награжу вас. Ведь я подушка волшебная. Стоит вам сказать
«абра-кадабра» и сунуть руку под меня – вы получите ПОДАРОК!
Воспитатель: -давайте, скажем эти волшебные слова. «абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова, забирают подарки и благодарят подушку.)
Звучит музыка, дети выходят из зала.