Оксана Карпова
Развитие наглядно-образного мышления, творческих способностей детей среднего дошкольного возраста «Волшебный мир бумаги»
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
1.1.2. Цель и задачи реализации Программы
Публикация «Развитие наглядно-образного мышления, творческих способностей детей среднего дошкольного возраста „Волшебный мир бумаги“» размещена в разделах
Цель программы; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги, развитие творческих способностей дошкольников, развитие фантазии, мышления; воспитание эстетических качеств; привитие интереса к ручному труду.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой;
знакомить детей с основными понятиями;
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие :
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Содержание Программы предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. В качестве основного материала используется разнообразная цветная бумага. Бумага разной фактуры (плотная, тонкая, толстая, рыхлая, гофрированная ит. п.) обладает, как и любой материал, свойственным только ей качествами, и в работе с каждым видом бумаги есть своя специфика.
Перспективно-календарное планирование деятельности
Октябрь
Номер занятия, тема Содержание
1. «Путешествие в бумажную страну» Познакомить детей с видами бумаги; Просмотр презентации.
2. «Фруктовая фантазия» Просмотр мультфильма «У бабушки в саду»
Продолжать учить детей делать объемные фрукты путем складывания шаблонов друг на друга.
3. Обрывная аппликация «Овощи»
Рассматривание картин с овощами и фруктами.
продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу).
4. Техника «Бумажные петли» знакомство. Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение.
5. «Лисичка в осеннем лесу» техника бумажные петли. Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.
Ноябрь
1. Тактильная игра «Что в мешочке?» Игра направлена на развитие тактильных ощущений. Ребенок должен угадать какая бумага находится в мешочке.
2. «Осенний лес» Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Формировать умение детей создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой.
3. «Белочкины запасы» Беседа на тему: «Кто живет в лесу?» Закрепление
понятия «дикие животные». Дидактическая игра «Посели животное»
4. Игра «Волшебная тарелочка» Развитие логического мышления и пространственного воображения.
Декабрь
1. «Снегирь» Рассматривание иллюстраций с изображением снегиря; физкульт минутка «Снегири на ветке».
Учить использовать в работе мелко нарезанные
нитки, формировать из них шарики путем катания круговыми движениями и приклеивать нитки и помощью клея к аппликации.
2. «Зимний лес» Коллективная работа Просмотр презентации, вспомнить виды аппликаций;
3. «Елочка нарядная в гости к нам пришла.» техника бумажных петель
Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.
4. «Ёлочные шары» Просмотр видео ролика.
Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку.
Развитие
навыков декоративного конструирования.
Январь
1. «Знакомство с техникой торцевание. Рассматривание иллюстраций, схем.
Показать детям технику выполнения работы.
2. «Снежинка» техника торцевание Игра «Угадай свойство», просмотр видеофильма «Материал — бумага».
Вспомнить и повторить технику торцевания.
3. «Ходит в небе тучка» техника салфетных комочков. Игра «Солнышко и тучка»
Просмотр видео ролика.
Вспомнить и повторить метод создания комочков из салфеток.
Февраль
1. Коллективная работа «Алые паруса» Рассмотривание иллюстраций по сказке «Алые паруса» Вспомнить героев сказок.
Разыграть роли.
Продолжать учиться работать в команде, помогая друг другу
2. «Алые паруса» Продолжать учиться работать в команде, помогая друг другу
3. «Чемодан с инструментами» Упражнять в составлении изображения из геометрических фигур. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.
4. Открытка для папы Беседа с демонстрацией, игры, выставка детских работ, практическая работа, упражнения на разминку пальцев.
Март
1. «Цветик-семицветик» техника бумагопластика. Через игру «Лесная сказка», вызвать у детей желание помогать друг другу. Дети рассматривают волшебный цветок на иллюстрации.
Продолжать учить детей выполнять плоскостные композиции.
2. «Дом в котором я живу!» обрывная аппликация. Рассматривание иллюстраций с изображением домов, уточнить детей форму дома, высоту.
Игра «У оленя дом большой»
Вспомнить технику работы.
3. Мозаичная аппликация: «Цветы» Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета
Апрель
1. «Весна, Красна!» коллективная работа Закрепить навыки вырезания и составления коллективной аппликации.
Рассматривание иллюстраций.
2. Поделка в технике «Бумажный комочек» : «Ёжик» Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
3. Выставка детских работ Детям представляется возможность продемонстрировать свои работы.