Валентина Артемьева
Познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект в средней группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода – это бесценный дар природы,
который нужно бережно сохранять».
Название проекта : «Волшебница - вода».
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект в средней группе.
Продолжительность: средне – срочный : апрель - май 2020г.
4. Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Публикация «Познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект в средней группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
5. Цель проекта : формирование представлений о свойствах воды; расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
6. Актуальность проекта :
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много — сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.
7. Задачи:
Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Подготовительный этап:
— выбор темы;
-постановка проблемы;
-определение цели и задач исследовательской работы;
-изучение методической литературы;
-обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
-разработка плана мероприятий проекта.
Основной:
-занятия;
-наблюдения на прогулках;
-беседы;
— игры-эксперименты;
-чтение художественной литературы;
-работа с родителями.
Заключительный этап:
-повторное обследование детей;
— итоговое занятие по теме «Волшебница — вода»;
-оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;
-создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;
-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
Формы работы:
— оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
— оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
— проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;
— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо-плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);
— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
— чтение художественной литературы: «Путешествие Капельки»,
«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой
— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»
— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);
Взаимодействие с семьями воспитанников
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Опыт с детьми дома «Пар – это тоже вода», «Водяные превращения»
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» (Приложение I)
Проведение опытов с детьми дома «Наблюдения за испарением воды»
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Планируемые результаты освоения программы:
У детей расширяются знания о воде, её свойствах. Возникает понимание значимости воды в жизни человека и всего живого.
Организация проектной деятельности в средней группе.
Апрель:
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром Беседа «Вода вокруг нас».
Наблюдения за водой: где видели, как использовали, где можно обнаружить воду, для чего мы её используем.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конструктивно-модельная деятельность Опыт «Вода прозрачная»
Опыт «У воды нет вкуса и запаха».
Опыт «Вода может течь»
Опыт «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».
Опыт «Вода может иметь цвет, запах, вкус».
Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
ФЭМП Использование физкультминутки «Капельки».
Развитие речи Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Рисование пальчиками «Море».
Рисование поролоном: «Облака»
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность Прослушивание аудиозаписи «Звуки дождя».
Прослушивание аудиозаписи «Шум моря».
Физическое развитие. ЗОЖ. Физическая культура Беседа: «Почему воду нужно беречь»
П/и «Дождик, дождик, посильней…»
Речевое развитие. Чтение художественной литературы Чтение стихотворения Ю. Кушака «Ночное приключение».
Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».
Музыкальная деятельность Прослушивание аудиозаписей: «Прибой», «Музыка дождя»
Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе»
Май:
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром Беседа: «Путешествие капельки».
Рассматривание картины «Путешествие капельки».
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конструктивно-модельная деятельность Опыт «Вода не имеет формы».
Опыт «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно».
Опыт «Лёд – твердая вода, тает в тепле».
Опыт «Лёд – легче воды».
Развитие речи Беседа «Вода – нужна всем»
Чтение экологической сказки Н. А. Рыжова «Жила – была река».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование Рисование пальчиками: «Дождь».
Художественно-эстетическое развитие. Лепка Пластилинография «Туча и дождь»
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность Прослушивание аудиозаписей «Звуки дождя», «Шум моря»
Физическое развитие. ЗОЖ. П/и «Солнышко и дождик»
Социально-коммуникативное развитие. Трудовое воспитание Беседа «Это волшебница вода».
Формирование основ безопасности Беседа: «Вода вокруг нас» (продолжение).
Речевое развитие. Чтение художественной литературы Чтение стихотворения А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?».
Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька»
Музыкальная деятельность Прослушивание аудиозаписей: «Гром», «Звонкий ручей»
Наблюдения
-за облаками,
Подведение итогов:
Выставка детских работ «Чудо вода»
ООД: «Путешествие в царство воды».
Используемая литература:
1. “Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, Сфера, 2002
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
3. Программа «Наш дом – природа» Рыжова Н. А., Линка-Пресс, М., 1996г.
4. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
5. Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.2660-10.
6. Технология «Волшебница вода» Н. А. Рыжова