Наталья Лукач
Конспект урока в 5 классе «Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира»
УРОК № 1 III четверть
5 класс Тема :
«Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира»
1 слайд.
Тема: Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира.
Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Что такое темп в музыке? (Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса). Как называется окраска звука в музыке? (тембр – это окраска звука и его индивидуальность). Как называется движение в музыке? (Динамика). Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? (протяжно, уныло) Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? (подвижно, весело, энергично). Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр). Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты) Музыкант, руководитель оркестра? (Дирижёр)
Публикация «Конспект урока в 5 классе „Волшебная палочка дирижера, Дирижёры мира“» размещена в разделах
Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий.
2 слайд. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите? Что он держит в руках?
Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.
3 слайд. Тема урока называется : «Волшебная палочка дирижёра»
Почему она волшебная?
Но прежде чем мы узнаем секрет дирижерской палочки, узнаем какие оркестры бывают в подчинении у дирижеров
4 слайд. Виды оркестров Джазовый Эстрадно- симфонический Оркестр народных инструментов Духовой Камерный Симфонический Оркестр
5 слайд
Симфонический оркестр
6 слайд
Камерный оркестр
7 слайд
Эстрадно – симфонический оркестр
8 слайд
Духовой оркестр
9 слайд
Джазовый оркестр
10 слайд
Оркестр народных инструментов
11 слайд
Оркестр народных инструментов
Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой. И сейчас мы с вами послушаем и посмотрим симфонию №1 Л. В. Бетховена. Послушайте внимательно и ответьте пожалуйста: -какая музыка по характеру -какими красками нарисовал композитор эту музыку - Назовите оркестр, которым управляет дирижер Герберд Караян
12 слайд
ВИДЕО Симфония №1 Л. В. Бетховена. дирижер Герберд Караян
Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра? (4) Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.
13 слайд
Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, контрабасы),
группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы,
группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.,
группа ударных инструментов. шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый).
14 слайд Музыкальные инструменты симфонического оркестра
15 слайд. Руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали- дирижер
16 слайд. Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения ими музыкального произведения. Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты. Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.
История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна
17 слайд
Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
ИГРА: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.
Теперь организуем выступление шумового оркестра. 1 ряд хлопает в ладоши 2 ряд стучит деревянными карандашами 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте
Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит. Следовательно, роль дирижера очень велика. - дирижер направляет и управляет оркестром.
Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.
18 слайд
Дирижеры России Валерий Гергиев
19 слайд Вероника Дударова
20 слайд Владимир Спиваков
•
21 слайд Алексеев Николай
•
22 слайд Юрий Башмет
Итак, к 17 веку оркестр окончательно сложился как коллектив. Появились первые сочиненные симфонии. Их конечно исполнял симфонический. оркестр. Нужно было найти правильное соотношение звучания разных голосов оркестра. Так чтобы они не заглушали друг друга.
От мастерства дирижера зависит как прозвучит произведение. Понравится оно слушателям или нет.
Попробуйте продолжить фразы Я сегодня узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Мне захотелось…