Алёна Юрьевна
Проект для детей 3–4 лет «Водичка-водичка»
Тип проекта – познавательно – творческий.
Участники проекта – дети 3-4 лет, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта – 1 неделя.
Проблема.
Рассматривая картины, при беседе с детьми выяснилось, что мало знаний у них о воде. О её свойствах. О том, что воду надо беречь.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект для детей 3–4 лет „Водичка-водичка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вода главный компонент всей жизни. Она необходима для растений и животных. Дети должны знать её свойства и её назначение. От воды зависит климат всей планеты. Для человека вода является ценным природным богатством. Вода не заменима.
Цель проекта : формирование экологической культуры ребёнка.
Задачи проекта :
- дать представление о роли воды в жизни человека;
-закрепить представление о свойствах воды;
-расширить словарный запас;
Формировать умение выполнять простейшие опыты;
-воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемый результат.
- У детей будет сформировано понятие о свойствах воды.
- Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.
- Родители станут активными участниками образовательного процесса.
1-ый этап – Подготовительный.
1. Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Подбор художественной литературы, загадок, стихов, потешек, сказок по теме «Водичка- водичка».
3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
4. Привлечь родителей к работе над проектом : изготовление макетов «Река», изготовление героя проекта «Капитошка».
2-й этап – практический. Реализация проекта.
Проведение с детьми ОД по теме проекта.
Познавательное развитие (ФЦКМ).
Тема: «Путешествие в страну цветов».
Цели:
- закрепить представление о строение растений;
-дать первоначальное представление о потребности растений в воде, свете, тепле; об уходе за растениями;
-развивать навыки экспериментирования, учить получать знания путём выводов;
Воспитывать желание ухаживать за растениями.
Речевое развитие.
ОД. Тема: Чтение К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Цели:
- связная речь: учить детей отвечать на вопросы, во время рассматривания иллюстраций к произведению, учить вести диалог с воспитателем;
- закрепить у детей культурно- гигиенические навыки; что надо следить за чистотой рук и лица;
- словарь: активизировать словарь,мочалка, мыло душистое, полотенце пушистое;
: Изобразительная деятельность.
Аппликация «Рыбки в аквариуме»
Цель:
- продолжать отрабатывать умение работать с бумагой и клеем;
-развивать мелкую моторику рук, чувство композиции и цвета;
- уточнить знание о внешнем виде рыб;
- дать представление, что рыбы не могут жить без воды и что им нужна чистая вода
Рисование:
«Дождик, дождик кап, кап, кап…»
Цель:
- развивать интерес к рисованию;
-познакомить детей с техникой рисования пальцем;
-развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
- выполнять простейшие навыки- вытирать руки салфеткой.
Беседы :
«Вода вокруг нас», «Без воды нет жизни», «Берегите воду», «Водоёмы», «Кто живёт в воде».
Ситуативный разговор «Как умываются животные?», «Если бы не было домашних животных?» «Как я забочусь о домашних животных».
Художественная литература.
Чтение;
К. И. Чуковский «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку»,
А. Барто «Девочка чумазая», В. Бианки «Купание медвежат».
Сказки:
Р. н. с. «Снегурочка», словацкая народная сказка «В гостях у солнышка», «Лиса и Заяц»
Проговаривание потешек:
«Водичка, водичка, умой моё личико.», «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды,.», «Знаем, знаем да, да, да. Где ты прячешься вода», «Ушки? Мыли. Лапки? Мыли. Хвостик? Мыли. Всё помыли. А теперь мы чистые. Зайчики пушистые».
Пальчиковая игра:
«Дождик и солнце», «Рыбка плавает в водице», «Гроза», «Умывание»
Проблемные ситуации;
Беседы; «Что надо делать, когда идёт дождь»
Здоровьесбережение.
Беседы «Что мы оденем, когда на улице идёт дождь?», «Можно ходить по лужам?»
Социально – коммуникативное развитие.
Д/и «Собери картинку», «Путешествие под водой», «Купание куклы»
Сюжетно- ролевые игры;
- «Приготовим обед», «Напоим куклу чаем», «Постираем кукле платье».
Физическое развитие;
Подвижные игры; «Солнышко и дождик», «Тучка и капелька», «Море волнуется»
Наблюдение; за дождём, за снегом, «Тучка по небу гуляет».
Просмотр мультипликационных фильмов;
«Беги ручеёк», «Приключение Капитошки», «Королева зубная Щётка»
3 Этап исследовательский:
1 опыт «Вода прозрачная, виден предмет»
Цель:
Познакомить детей со свойствами воды- прозрачная- виден предмет.
2 опыт «В воде краска растворяется»
Цель: познакомить детей, что в воде краска растворяется и меняет цвет. Предмет в такой воде не виден.
3 опыт «Лёд- это вода»
Цель:
Познакомить детей со свойством воды. Что на морозе вода превращается в лёд. А в тепле наоборот.
4 опыт; «Плавает в воде»
Познакомить детей, что лёгкие предметы не тонут в воде, а плавают.
5 опыт «Тонет-не тонет»
Цель;
Познакомить детей, что тяжёлые предметы тонут в воде.
Взаимодействие с семьёй.
Принять участие в изготовлении макета «Река», и героя проекта «Капитошку»
Чтение детям произведений, загадок по теме проекта.
Показать детям дома, что вода нужна для стирки белья, чтобы приготовить пищу, для уборки квартиры и т. д.
Сходить с детьми в Дельфинарий.
Заключительный этап.
Результат проекта.
Созданы макеты «Река», изготовили героя проекта Капитошку.
В результате проекта :
1. Проект дал возможность развитию наблюдательности. Дети научились анализировать, делать выводы. Узнали, что вода присутствует везде. Вода- это добрый помощник. Проект доставил детям и родителям положительные эмоции и сплотил их.
Литература.
1. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва «Просвещение» 2005 г
2. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперементы для дошкольников» Издательство Творческий центр Cфера 2010 г.
3. Н. А. Рыжова «Волшебница вода» М; ЛИНКА- ПРЕСС, 1997 (Серии «Наш дом природа»
4. Интернет ресурсы.
Приложение № 1.
Стихи о воде.
Б. Заходер.
«Дождик»
Дождик песенку поё т:
Кап, кап…
Только кто её поймёт-
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава.
Лучше всех поймё т зерно:
Прорастать начнёт оно!
А. Стройло.
Эта капелька дождя
В землю тёплую упала.
Не пропала, не пропала
Эта капелька дождя:
Вышел гриб- дождевик,
Их сестричка- гриб лисичка,
Их подружка – гриб волнушка,
Вышла тонкая травинка,
Вышла тонкая рябинка…
Э. Мошковская.
Капля и море.
Море
Копило
Воды.
И проходили годы…
И огорчился один Ручеё к:
- Ну, я- домой.
Приготовлю чаёк.
Я ведь напрасно,
Напрасно тружусь!
Морю я больше
Не пригожусь.
Маленький дождик
Решился спросить:
-Может быть, больше не моросить?
Зачем вам какие-то капли?
Вы же- Море!
Да. Я горжусь.
Но от капли не откажусь…
Капля
И капля по капле
Сделали Море, Не так ли?
Светлана Олегова.
Берегите воду.
Вода- это то. Что всем жизнь нам даёт.
Что силы и бодрости нам придаёт.
Кристально чиста или очень грязна,
В любом состоянии полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут,
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтоб мы не боялись и мыться и пить.
Не менее, впрочем, полезней вода,
Которая в виде замёршего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит,
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду будем беречь,
От трат неразумных её все стеречь,
Иначе, закончится может вода
И жизнь на планете затихнет тогда.
Правила при работе с водой.
Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг; он нам помог,
И никто здесь не промок.
Правила при окончании работы.
Ты работу завершил?
Всё на место положил.
Опыт «Тонет- не тонет»
Цель; показать детям, что тяжёлые предметы тонут в воде»
ЦЕЛЬ: выявить, что при низкой температуре вода замерзает. Превращается в лёд, а в тепле тает
Опыт «Вода на морозе замерзает»
ЦЕЛЬ: выявить, что при низкой температуре вода замерзает. Превращается в лёд, а в тепле тает»
Опыт «Для чего нужна вода»
ЦЕЛЬ: дать детям знания о значении воды в жизни растений.
Опыт «Вода прозрачная»
Цель; показать, что вода прозрачная. Виден предмет.
О
Опыт «В воде лёгкие предметы не тонут»
Опыт «Вода растворяет краску»
Цель; показать детям, что краска в воде растворяется. И она не прозрачная.
«Какую роль играет вода в жизни человека»
Чтение художественной литературы.
Аппликация «Рыбки в аквариуме»
.
Рисование «Дождик, дождик кап, кап,.»
.
Герой проекта «Капитошка»- изготовлен родителями.
Макет «Река»