Иванова Виктория
Внедрение подвижных дворовых игр в систему физического воспитания воспитанников ДОУ. Народные игры и забавы
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть
В настоящее время особенно остро стоит вопрос о рациональной организации физического воспитания детей о широком использовании подвижной игры в жизни ребенка.
Игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции. Для детей наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи — знакомства, для взрослых — проведение досуга, для людей пожилого возраста — общение и преодоление одиночества.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дворовые игры. Игры нашего двора
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Нужно играть так, чтобы получать от этого не только удовольствие, но и пользу, а именно — развивать физическое здоровье, смекалку, приобретать навыки общения. И вот тут-то пригодятся старые и добрые «дворовые» игры, которым непременно стоит научить собственных детей. Посредством подвижных игр ребенок физически развивается : он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют улучшению работы дыхательной системы, усиливает процесс кровообращения, улучшает обмен веществ.
Дворовые игры у современных детей не пользуются популярностью. В эпоху компьютеризации дворовые игры могут стать отличным методом организации детского досуга. Возрождение интереса к дворовым играм изменят взаимоотношения между дошкольниками. Дети будут больше времени проводить с друзьями на свежем воздухе. Начнут самостоятельно их организовывать в свободной деятельности. Ведь дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Такие игры мобилизуют все силы и возможности детей, убеждают их в том, что без дисциплинированности каждого участника, без поддержки товарищей победы не добиться. Кроме того, игры приучают детей к четкому выполнению правил и соблюдению норм общечеловеческих отношений. Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем. Правильно подобранные, интересные подвижные игры никогда не стираются из памяти, а остаются яркими и красочными событиями в жизни детей.
Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может не получиться. Взрослый должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре.
Сколько добрых ощущений испытывают дети, играя в хороводные игры. Младшие дети любят, чтобы их в играх называли по имени. Поэтому, играя в хоровод «Ходит Ваня», мы называем имя водящего ребенка. Хороводы даже у самого застенчивого ребенка вызывают желание проявить себя.
Собирая ребят на игру, педагог с группой активных детей произносит веселые заклички («Тай, тай, налетай, кто в «Лапту» играй!», «Раз, два, три, четыре, пять — кто смелей, иди играть!», «Тара, тара, тара-ра, собирайся детвора!»). Привлекая детей к игровому взаимодействию, можно предложить игры на эмоционально — личностное сближение, которые не содержат четких правил в игре («Штандер», «Мяч с топотом»).
Создав дружескую игровую атмосферу, можно прнидложить детям игры с правилами, с использованием различных атрибутов («Классики», «Лапта», «Городки»). В ходе игрового взаимодействия дети детского сада ближе познакомились друг с другом, научились ладить, договариваться, следовать правилам, заботиться друг о друге.
Особенно нравятся детям сюжетные народные игры. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. Имитация особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников — волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п., служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Зайцы и волк» и др.). Одной из особенностей народных подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, а с выполнением конкретного задания.
При организации народных игр можно использовать музыкальное сопровождение, народные заклички, потешки, считалки, и др.
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении подвижных игр с детьми отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение. Мы должны обязательно помнить, сохранять и передавать по наследству самые лучшие традиции дворовых игр наших предков.
Практическая часть
Малечина-калечина
Старинное развлечение, которой актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.
Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:
«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»
Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.
Бубенцы
Старинная русская забава. Участники встают в круг, в центр выходят два человека. Один держит бубенчики, второму закрывают глаза платком. Остальные игроки заводят веселую песенку:
Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов игрок с завязанными глазами по звуку колокольчика должен отыскать человека, который убегает от него.