Красникова Ольга
«Влияние устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование моральных качеств начинается в раннем детстве. Успех этого процесса в значительной мере определяет духовно-нравственное развитие ребенка. В российской педагогической традиции воспитание всегда было связано с развитием духовной и нравственной сферы, и целью этого процесса является воспитание мыслительного, добродетельного, милосердного ребенка, верящего в возможность улучшения мира и людей. Народная культура представляет собой один из способов нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современные дошкольники живут в условиях, когда русская культура и родной язык подвергаются влиянию иностранных культур. На экранах телевизоров они встречают диснеевские мультфильмы, а героями их воображения становятся персонажи зарубежных фильмов. Но где же остаются наши сказочные герои, замечательные мультфильмы советского времени и волшебные фильмы-сказки, в которых добро всегда побеждает зло?
Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ обязан сохранять свой нравственный авторитет среди других народов — авторитет, который был заслуженно завоеван русским искусством и литературой. Мы должны помнить о нашем культурном наследии, о памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные различия сохранятся и в XXI веке, если мы будем уделять внимание воспитанию душ, а не только передаче знаний». Именно родная культура должна находить путь к сердцу и душе ребёнка, формируя основу его личности.
Нравственное воспитание дошкольников имеет особую значимость, так как в этом возрасте дети особенно восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из ключевых сторон формирования личности ребёнка. Одним из способов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является устное народное творчество. Фольклор с давних времен имеет широкое значение в различных аспектах: он служит педагогическим инструментом, средством психологического анализа ребенка, помогает формировать духовно-нравственные ценности, обогащает словарный запас детей и передает красоту и выразительность русского языка. Произведения устного народного творчества необыкновенно объединяют в себе глубокую мудрость, доступность восприятия и легкость запоминания, что соответствует психофизиологическим особенностями дошкольников.
Виды фольклора: Припевки, приговорки, потешки
Русское народное творчество, основанное на словесной традиции, обладает значительными поэтическими ценностями. Припевки и приговорки издавна используются для воспитания детей, особенно малышей, что помогает привлечь их внимание, успокоить, развеселить и установить диалог. Обиходные процессы в жизни ребенка, такие как одевание и купание, требуют вербального сопровождения, где русское народное творчество становится незаменимым. С раннего возраста дети откликаются на потешки, приговорки и напевки. Внимательно слушая слова потешек и их ритм, ребенок играет в ладушки, постукивает и пританцовывает, следуя музыкальному сопровождению. Это не только развлекает и радует его, но также позволяет воспитателю организовать поведение малыша с помощью фольклорных форм. Малые фольклорные жанры являются первыми художественными произведениями, которые ребенок воспринимает. Когда дети слышат потешки, прибаутки и заклички, звучащие как ласковый разговор, это выражает заботу, нежность и надежду на хорошее будущее, что помогает снизить агрессивность. Через народные песни и потешки у детей формируется положительное отношение к рутинным действиям, таким как умывание, расчесывание, прием пищи и одевание. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки представляют собой настоящую жемчужину народного творчества. Они влияют не только на разум, но и на настроение человека. Уроки, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут познакомить их с правилами поведения и моральными нормами, например: «Поспешишь – людей насмешишь». Пословицы и поговорки можно применять в различных аспектах воспитательного процесса. Например, во время подготовки к прогулке: «Семеро одного не ждут», или в ходе трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит». Они становятся ценным источником для познавательного и нравственного развития детей.
Загадки
Загадки представляют собой полезное занятие для развития детского интеллекта. Они становятся игрой в распознавание, разгадку и выявление скрытого. При обучении детей отгадыванию загадок целесообразно начать с использования игрушек. Подобный подход упрощает процесс, так как загадываемые предметы находятся перед глазами ребенка. Постепенно дети учатся решать загадки, опираясь на собственные представления, при этом важно учитывать их опыт. Загадки можно применять на занятиях и во время наблюдений во время прогулок. Они требуют от ребенка высокой степени внимательности и умственного усилия для решения задач. Это способствует развитию мышления, любознательности и наблюдательности.
Скороговорки
Скороговорка – это забавная и безвредная игра, заключающаяся в быстром повторении трудносочетаемых фраз и стихов. Каждая скороговорка обладает своим уникальным сочетанием звуков и слов. Они отличаются друг от друга, что и придаёт им особое очарование. Не зря в народе говорят: «Всех скороговорок не пересказать и не произнести». Скороговорки служат полезными грамматическими упражнениями, которые помогают ребенку лучше осваивать правильное и осмысленное использование частей речи и слов, а также становятся увлекательным занятием в создании новых слов. Они чаще всего применяются для развития речевых навыков и способствуют улучшению четкости произношения каждого звука.
Считалки
Считалки представляют собой истории, созданные для детей, которые помогают объективно распределять роли в играх. В этом процессе, похоже, сама судьба управляет выбором, а не авторитет взрослого. Ребенок, участвуя в игре, должен проявлять находчивость, сообразительность, память, ловкость, дружелюбие и даже благородство. Все эти качества развиваются благодаря считалкам в детском сознании и характере. Обычно считалки применяются для организации активных игр.
Сказки
Сказки прочно интегрировались в жизнь детей. Они прекрасно соответствуют внутреннему миру маленького человека, его восприятию и мышлению. Сказки помогают детям разобраться в понятиях добра и зла, формируя представление о моральных нормах и культурных ценностях нашего общества. Они обогащают кругозор, развивают речь, воображение и фантазию. Через сказки у детей формируются нравственные качества, такие как доброта, щедрость, трудолюбие и правдивость. Сказка тесно связана с красотой и способствует развитию эстетических чувств, что, в свою очередь, необходимо для формирования благородства души и чуткости к человеческим страданиям. Благодаря сказкам дети осваивают мир не только рационально, но и эмоционально. Сказка является уникальным и значимым источником формирования любви к Родине и родной земле, поскольку она является творением народа и глубоко воздействует на детскую душу. В сказке перед глазами ребенка разворачиваются картины родной природы, люди со своими характерами и нравственными качествами, элементы быта; из этих образов дети получают прекрасные примеры родного языка. Сказка является духовным достоянием народной культуры, и, погружаясь в нее, ребенок с сердцем исследует свой народ. Чтобы народная сказка могла быть эффективно использована в воспитании детей дошкольного возраста, важно, чтобы они слышали, как рассказывают сказки, и наслаждались музыкальностью русской народной речи.
Праздники и обряды
Праздники и обряды играют важную роль в знакомстве детей с традициями и повседневной жизнью русского народа. Это позволяет им глубже понять историю, уклад жизни и народную мудрость. Профессор И. М. Снегирев подчеркивал, что народные праздники, вместе с их обрядами, песнями и играми, являются мощным источником для изучения жизни народа. В этих праздниках заключены не только красота и поэзия, радость и веселье, но и скрытые истории, которые открываются внимательному наблюдателю. Народные праздники способствуют развитию творческого самовыражения у детей, а также помогают наладить общение с ровесниками и взрослыми. Праздники дарят положительные эмоции, и, как утверждал В. А. Сухомлинский, эмоциональный аспект является важным инструментом для развития ума ребенка, его обучения и сохранения детства.