Богданова Любовь
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Темочки:
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работы В. М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Об этом знали наши предки. Недаром существует множество народных пальцевых игр, потешек, которые не устарели и естественно воспринимаются современными детьми.
«Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» значение этих игр до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Причины задержки речевого развития ребенка могут быть самыми разными. Сказываются задержкой развития речи психические расстройства, эндокринные заболевания, эпилепсия, снижения слуха или патология ротовой полости. Часто влияют на развитие речи ребенка и внешние факторы, такие как, недостаточное общение с родителями и невостребованность речи малыша; стрессовые ситуации (вплоть до смены места жительства или сильного испуга); наличие в семье младшего ребенка, которого старший копирует, подражая младенческой манере речи и не развиваясь.
Степень развития речи у ребенка совпадает со степенью развития движений пальцев рук.
В настоящее время налицо тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей. Жизнь показывает, что у любой медали две стороны.
Следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. (куда проще использовать соответствующую машину, чтобы постирать, почистить, связать и т. д.) Любой дошкольник знает, как пользоваться кухкомбаином или компьютером. В результате то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Родителям проще купить ботинки на липучках, футболку или толстовку, куртку на молнии. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев.
На начало года я выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Основные задачи воспитателя:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром, на прогулке и после сна, на занятиях.
Игры– манипуляции, сюжетно-пальчиковый игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, контакта глаза в глаза. Дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, локоть, плечо, сформировать форму тела. Соединение «Слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Включение пальчиковых игр и упражнений в занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Игры с разборно-сборными игрушками, вкладышами способствуют овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга. Малышам интересно разбирать предметы на части и собирать их снова.
Игры на развитие тактильного восприятия. Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь (Ощупай и расскажи. Горячая – холодная. Чудесный мешочек. Найди такой же).
Игры с водой и песком помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков. Когда дети трогают руками песчинки, у них развивается мелкая моторика рук, глазомер. Песок развивает творческие способности ребенка, вместе с этим дети учатся работать и добиваться цели.
Шнуровки. Эти игры развивают координацию, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», способствуют развитию речи. В играх со шнуровками так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук.
Играя с мозаикой - развиваем мелкую моторику, и одновременно логическое мышление ребенка его творческий потенциал.
Игры с бумагой и крупами нужны, чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать.
Рисование и аппликация. Эти занятия, любимые всеми детьми и очень полезные. Можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу и песке, на асфальте. Полезно рисовать пальцами, ладонью, палочкой, делать отпечатки поролоном, ватными палочками.
По результатам моей работы наметилась определенная положительная динамика. К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась. Диагностика по развитию речи за период 2014-2015 гг. показала, что речевая активность детей повысилась на 25 %.
Таким образом, развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.