Виолетта Вожжова
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал " Ум ребёнка находится на кончиках пальцев, Рука- это инструмент всех инструментов", заключал ещё Аристотель. " Рука-это своего рода внешний мозг, -писал Кант.
Многим известно о взаимодействии развития речи и тонких движений рук, или говоря иначе, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони- едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.
Публикация «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое " представительство " в каре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка.
Одним из самых распространённых видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность,гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность кары головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Немаловажным элементом ля развития речи дошкольника является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес и легко усваиваются ребёнком, надолго оставаясь в памяти. Рифма для ребёнка служит своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.
Пальчиковая гимнастика помогает :
- Развивать речь
- Повышает работу кары головного мозга.
-Развивает у ребё нка психические процессы: память, мышление, внимание, воображение.
- Снимает тревожность.
- Несёт в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Все движения организма и речевая моторика имеет единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторике рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движения рук. Любому ребёнку не помещает массаж рук в доречевом периоде,
а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивает мелкую моторику рук и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребёнку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем при письме. Учёные рассматривают пальчиковые игры, как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления.
А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на её выразительность, формирование творческих способностей.
Сколько в доме этажей.
Это дом -многоэтажный. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Это дом -он двухэтажный.
А вот -этот трёхэтажный.
Этот дом- самый важный :
Он у нас пятиэтажный.
Наша курочка гуляла. Поставить руки локтем на стол
Травку свежую щипала. Пальцы сложить в виде клюва.
И пила водицу Ритмично наклонять кисти рук
Прямо из корытца. вниз, поднимать вверх - " пьёт" курочка.
Тренировка пальцев рук стимулирует ещё и умственное развитие, которое способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательные, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предлагают наличие ситуации успеха.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, и их деятельность, явление природы.
Тренировке движений пальцев рук можно уделять 1,5-2 минуты.
Необходимо следить,чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть,таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт видимый и быстрый эффект.
Наши пальчики играют
И играть не устают:
Кап-кап-кап-
По крыше дождик барабанит,
Стук-стук-стук -
По гвоздикам так молоточком бьют.
Весёлый пальчики народ-
Танцуют, прыгают, резвятся!
Смотрите, вот!
Не будем пальчикам мешать,
Они устали хотят спать.