Сазонова Ольга
Духовно-нравственное воспитание детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе № 12
Программа «Духовно-нравственное воспитание в детском саду». Группа № 8
Воспитатель : Плеханова О. С.
Пояснительная записка
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей младшей группы» размещена в разделах
«Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно-нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.
Цель программы: Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций у детей младшего дошкольного возраста.
В ходе его достижений решаются следующие задачи:
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и трудолюбие;
- развивать элементарные знания о правах человека;
- развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
- формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия.
Формы, методы и приёмы по духовно-нравственному воспитанию
1. Познавательная деятельность – (чтение художественной литературы, сказок, фольклор).
2. Продуктивная деятельность – (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).
3. Нравственная деятельность - (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями).
4. Творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы).
5. Театрально игровая деятельность (инсценирование песен и сказок).
Формы и методы по реализации основных задач программы
- «Уроки доброты»;
- Беседа, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;
- Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;
- Целевые прогулки в природу;
- Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.
Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе
1. Духовно-образовательное (занятие, беседы, устные поручения).
2. Воспитательно-оздоровительные (праздники, игры подвижные назидательные и ролевые, целевые прогулки).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио записей).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
Неделя № Занятие № Тема занятия Совместная деятельность педагога с детьми Работа с родителями
Игровая деятельность Беседы, ознакомление с художественной литературой
Сентябрь
1 1 Хорошо у нас в саду Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», Д/и «Кому, что подойдет»
Рус. нар. игра «Как у бабушки Маланьи» Беседа:
«В детский сад пришла я с мамой»
Экскурсия по ДОУ
(знакомство с сотрудниками и их трудом). консультация для родителей «У каждого человека своё имя».
2 2 Как мы весело играем
Октябрь
1 1 Красивая осень Д/и «Во саду ли в огороде».
Рус. нар. игра «Капуста» Беседа «Православные праздники»
Развлечение: Игра-загадка «Постарайся отгадать» Экскурсия по улице, где расположен детский сад.
2 2 Разноцветный ковёр (прод. деят.)
3 3 Развлечение «Осень золотая»
Ноябрь
1 1 Мама, папа, я - семья Сюжетно-ролевые игры «Семья», Игра «Ласковые слова». Рус. нар. игра «Колечко» Беседа «Моя семья», «Мои братья и сестры» Рассматривание семейного фотоальбома.
2 2 Наш семейный альбом
Декабрь
1 1 Кто живёт в моём дворе Д/и «Домашние и дикие животные»,
Д/и «Сложи картинку». Рус. нар. игра «У медведя во бору» Чтение стихотворений о животных и птицах Консультация «Духовно-нравственное воспитание ребёнка».
Совместная подготовка воспитателей и родителей к новогоднему празднику.
2 2 Праздник «Новый год»
Январь
1 1 Открытое интегрированное занятие по гражданскому воспитанию «Моя малая Родина» Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
Д/И «Собери картинку». Рус. нар. игра «У медведя во бору» Беседа «Колядки», чтение стихотворений Выпуск памяток для родителей «Поиграй с ребенком»
Февраль Мой папа хороший
1 1 Подарки для папы Д/и «Что любит делать папа»
Рус. нар. игра «Гори ясно» Стихи для папы «Мы мужчины»
Рассматривание альбома с фотографиями пап воспитанников «Я с папой»
Чтение рус. нар. сказок о подвигах русских богатырей. Просмотр презентации: «Служу Отчизне»
Март Цветочки для мамы (прод. деят.)
1 1 Праздник «Всё для мамы» «Сюжетно-ролевые игры «Моя семья»,
Дидактическая игра «Профессии» Чтение стихотворений о маме и бабушке
Беседа: «Как я помогаю маме» Праздник посвященный Женскому дню.
Оформление стенда «Я и мама»
Апрель Моё любимое село
1 1 Поселок в котором мы живём Д/И «Назови правильно». Игры с конструктором «Наш поселок».
Чтение рассказов и сказок местных писателей. Беседа «Как нам транспорт помогает»
Май Дружные ребята
1 1 «День Победы» Д/И «Флаг России».
Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций «День победы» Совместное посещение родителей и детей «Аллеи Славы»
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.
2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).
3. Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).
4. Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).
Список литературы
1. Веракса Н. Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
3. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.
4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.
5. Татаринова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.