Елена Минаева
Влияние дидактических и занимательных игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важное место в обучении дошкольников математике отводится организации поисковой деятельности. Одним из эффективных средств, пробуждения живого интереса к учебной и поисковой деятельности является дидактическая игра.
Дидактические игры дают возможность решать педагогические задачи, в игровой форме, сближают игровую и обучающую деятельность детей, создают благоприятные условия для реализации творческих проявлений детей.
Публикация «Влияние дидактических и занимательных игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дидактическая игра заключаются в особых структурных элементах, которые характеризуются большой умственной активностью:
- Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания;
- Игровые действия – являются схемой сюжета игры;
- Правила игры – задачи направленные на формирование личности ребенка (обучение, организация, дисциплина, межличностные отношения)
Выполняя структурные элементы дидактических игр дети учатся анализировать, сосредотачиваться, развивают память, внимание, мышление, формируются способности сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Для того чтобы повышать уровень математических знаний и представлений детей необходимо создавать условия для игровой деятельности детей по математике с использованием дидактических игр.
1. Создание игровой развивающей среды в группе «Уголок занимательной математики» - это наличие дидактических игр, наглядного иллюстрированного материала, художественных книг, разнообразие логических задач, ребусов, головоломок и т. д. Руководство играми направлено на поддержание и развитие у детей интереса к играм математического содержания. Зонирование предметно развивающей среды дает возможность детям иметь пространство где они могут активно в соответствии с желаниями и интересами свободно выбирать и заниматься деятельностью, определять свое отношение к играм, не мешать друг другу.
2. Составление плана работы, в который входят игры с последовательным усложнением игровых задач, а так же изменением содержания игр.
3. С учетом плана работы составляется картотека игр математического содержания, которая дает возможность педагогу использовать игры в практической деятельности.
3. Работа с родителями:
- Осуществление разнообразных способов знакомства родителей с педагогическим и практическим игровым материалом математического содержания :
- Подбор разнообразного тематического материала для проведения совместных мероприятий.
- Разработка рекомендаций по их изготовлению игрового материала, советы о создании домашней игротеки;
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, это изготовление разнообразного дидактического материала, его обновление, ремонт, пополнение игротеки, а так же участие в игровом процессе в дни открытых дверей.
В соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под редакцией В. И. Логиновой, работа по формированию элементарных математических представлений включает пять разделов.
- Раздел количество и счет. Дети знакомятся с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами. Учатся сравнивать, различать их по количеству. Количественная сторона является предметом внимания детей.
С помощью дидактических игр дети составляют группы из однородных предметов, дробят группы на отдельные предметы, выделяя отдельные предметы из группы.
Дидактические игры помогают развить у детей умение детей устанавливать равенства и неравенства множеств, называть количества словами – числительным.
Выполнение детьми различных операций с предметными множествами развивает понимание количественных отношений и понятие о натуральном числе.
На основе использования игр, у детей проявляется интерес к точному определению признаков. В игре «Сбор урожая» составляют группы предметов, сопоставляют попарно, в игре «Кто, что выберет из мешочка?» сравнивают и группируют предметы, в игре «Подарим игрушкам платочки» различают понятия «много» и «один», составляют равенства.
Для развития пространственно-количественного анализа и умения правильно находить единичные предметы используются игры «Возьми столько же» на составление равных групп предметов, в играх «Столько же», «Закрой цветочек» равных и не равных групп предметов по количеству, в игре «Медведь и пчелы» выделение «одного» из большего количества «много», в игре «Вагончики» на знакомство с цифровым обозначением чисел и соотношением между ними «больше», «меньше», «поровну».
Используемые игровые приемы на определение количественных отношений и формирование понятий о натуральном числе активизируют мыслительную деятельность детей, повышают эмоциональный настрой, дети проявляют активный интерес.
- Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослый сможет помочь детям увидеть мир красок, уловить разнообразие цветовых тонов и сформировать у детей устойчивый зрительный образ цвета.
В различении и восприятии цвета, у всех детей сформирован устойчивый зрительный образ цвета, различают цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
В развитии у детей различать цветовые тона, используются игры - «Воздушные шарики» на нахождение одинакового цвета по соответствию, «Цветные фоны» раскладывание предметных картинок основных цветов, «Бегите ко мне!» на сравнение предметов по цвету, «Цветовое лото» на различение и называние основных тонов спектра.
Предложенные игры помогают детям различать цветовые тона путем сравнения, на расстоянии производить предметные сравнения. Следует отметить, что в игах они правильно выполняют игровые задания.
- Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Восприятие и выделение формы не происходит само собой, этому нужно учить детей. Действуя с предметами разной формы, дети учится обследовать их рукой и глазом одновременно – зрительным и осязательным путем. В деятельность детей даются игры на сопоставление моделей фигур, соотношение моделей плоскостных фигур.
Для расширения знаний о восприятии формы предметов используются игры, где дети выбирают нужную форму предмета - «Что катится?», зрительно воспринимают плоскостные фигуры - "Чей коврик лучше?", различают и называют геометрические фигуры - "Лото", в игре «Соберем бусы» группируют фигуры по двум признакам цвету и размеру. Дидактические игры, помогают закрепить выделенные свойства и качества форм. Дети проявляют интерес в экспериментировании с ними, в их обследовании.
- Восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеет важное познавательное значение для детей. Без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать. Необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте.
Игры помогают не только распознавать различные величины, но и правильно отражать свои восприятия и представления в словах, пользуясь соответствующими обозначениями (больше - меньше, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше).
Для развивающего восприятия величины используются игры, где дети различают и сравнивают предметы по величине - "Найди такой же" ,узнают образ величины предметов - "Пирамидки".
Дети с интересом выполняют способы сравнения приложения и наложения, активны в сравнительном анализе предметов.
- Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует обучения, основой которого является накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях.
Как только дети начинали передвигаться, они действенно знакомятся с пространством и пространственными отношениями между вещами, предметами. В играх «Поезд», «Кукла Маша купила мебель», «Где мишка?», «Куда спрятался жучок» и т. д. дети то приближаются к интересующим их вещам, то удаляются от них. Оказывается, одни предметы находятся перед ними, другие - сзади от них или справа, слева.
Обучение детей, применяя игры, позволяет детям усвоить значение таких слов, как ближе - дальше и др. Они лучше ориентироваться в пространственном расположении предметов, а под руководством педагога словесно определять их местоположение. Например, в игре «Поезд» дети ориентируются в окружающей обстановке по заданным направлениям взрослого, «На что это похоже?», «Кукла Маша купила мебель» ориентируются в помещении по плану, «Кто знает" ориентируются от себя, «Рисуем палочками» ориентируются на плоскости.
Элементарные представления о близком и далеком пространстве, дети опираясь на конкретные представления, в результате личного игрового опыта, постепенно осваивают более широкие обобщения.
- Весь распорядок жизни детей является предпосылкой для формирования у них чувства времени и умения пользоваться соответствующими понятиями: пора, рано, сейчас, потом. Эти представления временных обозначений интенсивно развивается в процессе общения и игровой деятельности детей на протяжении дошкольного возраста. Использование игр в обучении временным представлениям «А что потом?», «Когда это бывает?», «Наш день», «Разноцветный круг», научили понимать назначение слов вчера, сегодня, завтра. Дети познакомились с текучестью длительностью, периодичностью времени.
Из года в год можно наблюдать, повышение уровня математических знаний и представлений детей. Дети выполняют довольно сложные действия в определенной последовательности выделяют и сравнивают однородные свойства вещей, научились отражать в речи математические связи и отношения, выстраивают логические цепочки, строят не только простые, но и более сложные по составу предложения. Положительные эмоции, возникающие у детей во время игры, активизировали их деятельность. Это свидетельствует о важном назначении игр, которые дают возможность решать различные математические задачи в доступной форме для детей.
Таким образом, детей необходимо заинтересовывать предстоящей работой, воспитывать у них интерес к получению знаний по математике. Дети лучше воспринимают, понимают и запоминают материал, когда применяется игра. Можно сделать вывод: использование игр является эффективным средством по развитию математических представлений у детей.