Ирина Болтенко
Влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей
Актуальность исследования. Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно- ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированном подходе к организации образовательного процесса образовательных учреждений.
Публикация «Влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей» размещена в разделах
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Одной из задач, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является задача развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей. И для этого предлагается поддерживать развитие инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо начинать решать именно в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается на сегодняшний день одной из самых актуальных. Самостоятельность личности является стержневой стороной характера человека, и ее воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.
Семья является первоначальным и значимым фактором социализации ребенка. Она предстает как система социальных отношений, которые основаны на кровном родстве и обусловлены взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, общностью их быта. Это и позволяет говорить о ней как об определенной социальной ситуации развития. Важность семьи как ведущего фактора социализации определяется ее ролью в формировании личности ребенка, его мотивационной сферы, потребностей, системы отношений к окружающим людям и самому себе. Семья способствует формированию интеллектуальных и эмоциональных основ личности. Она формирует у ребенка первые представления о зле и добре, о жизни в обществе, открывает мир ценностей, которые реализуются этой семьей в повседневной жизни. В семье происходит формирование основных моральных представлений и нравственных принципов. Таким образом, каждая отдельная семья является определенной системой социальных отношений, качество которых и определяет какую-либо социальную ситуацию развития ребенка в семье.
Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребенка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе.
Широк и разнообразен интерес к семье и детско-родительским отношениям целого ряда наук, в их числе не только педагогика, социальная педагогика, психология, социальная психология, гендерная педагогика, но и философия, культурология, социология. Во все времена ученых волновали и продолжают волновать вопросы: Что объединяет людей в семье? Как они влияют друг на друга?
В настоящее время проблема самостоятельности ребенка стоит особенно остро. Являясь комплексным и многокомпонентным феноменом, самостоятельность формируется у ребенка в процессе взаимодействия с окружающими людьми, в процессе усвоения ребенком представлений о себе, форм, критериев и видов оценок, способов социального поведения, которые обеспечивают самореализацию личность. В структуре уверенности выделяются такие компоненты, как когнитивный (представление ребенка о себе, а также знание правил и норм, которым необходимо следовать в обществе, регулятивно-оценочный (адекватная самооценка и саморегуляция, а также коммуникативно-операционный (формируется в процессе освоения социального опыта).
В современной психологической науке детско-родительские отношения рассматриваются как важнейшая подсистема взаимодействия в семье, которые понимаются как длительные, непрерывные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
Таким образом, нами были определены противоречия:
- между необходимостью развивать самостоятельность у детей старшего младшего дошкольного возраста на основе детско-родительских отношений;
- между необходимостью проводить работу по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и неподготовленностью к этому педагогов образовательных организаций и родителей.
Противоречия обусловили проблему исследования: какие педагогические средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе детско-родительских отношений являются наиболее результативными?
Проблема определила цель исследования – обосновать практические рекомендации развития самостоятельности старших дошкольников на основе детско-родительских отношений.
Объект исследования – процесс развития самостоятельности у детей на основе детско-родительских отношений.
Предмет исследования – практические рекомендации по развитию самостоятельности у детей на основе детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования заключается в следующем – развитие самостоятельности у детей на основе детско-родительских отношений будет проходить более успешно, если для этого использовать специальные практические рекомендации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты исследования проблемы развития самостоятельности у детей на основе детско-родительских отношений.
2. Провести анализ современной практики развития самостоятельности у детей на основе детско-родительских отношений.
3. Изучить педагогические средства развития внимания самостоятельности у детей на основе детско-родительских отношений.
4. Обосновать и составить практические рекомендации по развитию самостоятельности у детей на основе детско-родительских отношений.