Любовь Смирнова
«Вешние воды». Интегрированное занятие экологической направленности для детей подготовительной к школе группы
Занятие проводят два педагога.
педагог по ознакомлению детей с рус. бытом и традициями (Хозяйка)
эколог (дед Мазай)
Занятие проводится в интерьере «избы»
Необходимые материалы
и оборудование : наглядное пособия с изображением: половодья в лесу, избы на столбах,
иллюстрации к стихотворению Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»; магнитофон с аудиозаписью «весенней» музыки; борода и шапка – ушанка.
Публикация «„Вешние воды“, Интегрированное занятие экологической направленности для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход занятия:
Детей в избе встречают два педагога (эколог одет в костюм деда Мазая). Хозяйка встречает детей и предла-гает им присесть на лавку.
Х : Ребята, сегодня к нам в гости, из деревни приехал дед Мазай.
Д. М. : Здравствуйте, ребятишки. Как хорошо, что я к вам выбрался. Свет посмотрел. Вот иду я сегодня по вашему городу и удивляюсь – у вас в городе уже деревья распускаться начали, дорожки все сухие, чистые; земля теплая и травка уже пучками торчит. А моя деревня гораздо севернее расположена. У нас так еще весна не успела развернуться. У нас в деревне только снег сошел, лес в воде стоит, река вся разлилась. Теперь мы по деревне на лодках ездим.
Х: Вы слышали, ребята, что дедушка сказал? Неужели по деревне можно на лодке ездить?
Д. М. : Весной- то? А как – же еще! Половодье – же, большая вода до самого крыльца доходит.
Х: Ребята, а вы помните, что такое крыльцо?
Зачем делают в избе крыльцо?
Всегда ли у избы есть крыльцо? (ответы детей)
Д. М. :Ах, какие умные ребята.
Х: Да, дедушка. Ребята много уже знают о том, как выглядит русская изба. Правда, такой как у тебя они еще не видели.
(обращаясь к детям) Пока мы вас ждали, дедушка мне про свое жилище рассказал. А я нарисовала дедушки-ну избу. (демонстрирует детям изображение избы на опорах - столбах)
Ребята, что в этой избе вам показалось необычным? (ответы детей)
(обращаясь в деду) Чудная у тебя дедушка изба. А зачем у нее ноги?
Д. М. : Не ноги это, а столбы.
Край мой, моя родина в низинах расположен. Леса, да овраги кругом. Когда весной река разливается, во-да поднимается очень высоко и даже в дом может залиться. Вот и поднимаем мы свои дома повыше на столбы.
Х: Ну, теперь ясно.
Д. М. : А хотите, я вам расскажу, что со мной недавно случилось?
«…. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет,-
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой….
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами не с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То- то! – сказал я,- не спорьте со мной!
Слушайтесь зайчики деда Мазая!»
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его – тягота не велика….
Мимо бревно сучковатое плыло.
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучек
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек.
Как прокатил я деревней зайчишек …
А как за деревней в реке очутились.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил – и «с богом» сказал…
Мигом команда моя разбежалась.
Х: Хорошо, что ты дедушка зайчишкам помог.
Только неужели не жалко тебе их отпускать было? Ты же охотник. Ведь сколько шапок из них ты наделать мог. Да и мясо заячье хорошо.
Д. М. : Какое мясо! Бог с тобой, пост – же. А шкурка сейчас у них плохая – линяет зверье. Да и жаль их, однако. Разве поднимется рука их обидеть. Зверям лесным во время половодья туго приходится. Лес вода заливает, норы под водой остаются, а многие звери даже плавать не умеют. Одним только белкам, да куницам хорошо, прыгают себе по веткам.
Многие звери в половодье погибают в воде, другие от слабости и голода.
Х: Да, плохо зверям, когда лес в воде тонет. Откуда – же такая напасть берется?
Расскажи, дедушка, ребятам почему в половодье начинается.
Д. М. : А может они сами догадываются.
Как вы думаете, ребята, откуда, весной столько воды берется? (ответы детей)
Правильно вы говорите. За зиму снега много наваливает, лежит он сугробами, копится. А весной таять начи-нает. Весь снег в воду превращается и деваться ей некуда. Земля еще мерзлая, влагу не впитывает. Вот собирается талая вода в ручейки и к речке устремляется, а где в низинку попадает там стоит словно озерце.
Х: Дедушка, наши ребята про ручейки знают. У нас даже игра такая есть, ручеек называется.
Проводится под. игра «Ручеек»
(после игры дети занимают свои места)
Д. М. : Хорошая игра. Только я не понял, какой ручеек вы мне показали. Ручейки они ведь разные бывают. Те, которые весной из талой воды образуются – вешними водами называются, а есть ручьи, которые даже летом не пересыхают. Вода в тех ручьях чистая, питьевая, поскольку из подземных ключей бьет.
Х: Я думаю, наш ручеек вешний. Один из тех, которые весной повсюду бегут и к реке пробираются.
А вы знаете, ребята, именно вешние воды виноваты в том, что река из берегов выходит и разливается.
Д. М. : Интересно. А что ребята думают, хорошо это или плохо, что река разливается?
(ответы детей)
Х: Для зверей, это может и плохо. А для самой речки, для растений, для леса, полей и нашего будущего уро-жая это хорошо.
Д. М. : Вместе с вешними водами в речку попадает много земли, травы, веток и другого природного и не только природного мусора. Речка от этого мельчает, заболачивается. Разлившись - же она очищается.
Х: А полям это только во благо, вымытая ручьями земля обратно возвращается, уже обогащенная речным илом. От этого поля становятся плодороднее. Кроме того, и для поля и для леса очень важно, чтобы земля весной водой насытилась. Ведь впереди жаркое лето. Попробуй все грибочки, ягодки в лесу, да колоски на полях полей. Это только в огороде полить грядки не трудно. А для урожая леса и поля, только и надежда на дождик, да вешние воды.
Д. М: Вот оно как получается. В природе все мудро устроено.