Оксана Карловская
«Весенняя акварель» или «В картинной галерее. Натюрморт». Конспект занятия в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Весенняя акварель» или «В картинной галерее. Натюрморт»
(Занятие по ознакомлению с искусством в подготовительной логопедической группе)
Цель: Вызвать у детей интерес к новому, более сложному виду натюрморта, включающего изображение живых объектов. Подвести детей к пониманию того, что понять натюрморт (раскрыть его тайну) можно, если внимательно его рассматривать и увидеть гармонию живого мира.
Задачи:
Публикация «„Весенняя акварель“ или „В картинной галерее, Натюрморт“, Конспект занятия в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музейная педагогика в детском саду
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
1. Учить детей видеть единство средств выразительности – рисунка, колорита и композиции – в передаче отношения художника к красоте окружающего мира.
2. Продолжать вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эстетическое отношение к художественным картинам.
3. Развивать воображение с помощью приёма «вхождение в картину».
4. Формировать умение общаться по поводу картин, высказывать свои суждения и доказательные оценки полным предложением, используя образные эмоционально-эстетические и искусствоведческие термины.
Интегрирование образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: Планируемые результаты: узнавать натюрморт на репродукциях, уметь рисовать натюрморт кистью и красками, а также карандашами, самостоятельно оценивать рисунки сверстников и сравнивать их со своими работами, аргументировать свое мнение.
Словарная работа: галерея, ввести в словарь термин «колорит». Закрепить «палитра» (богатая – сдержанная, тёплая – холодная).
Материал: кукла Карлсон, П. П. Кончаловский «Сирень в корзине», А. Н. Якобсон «Цветы», Ф. П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка». Цветы, декоративные камешки, ваза из картона, панно для картины, рамка, музыка П. И. Чайковского «Времена года. Март», «Вальс цветов».
Ход занятия:
Релаксация «Улыбаюсь я и ты» :
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Март»)
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И от этой доброты
Приживаются листы,
Насекомые, цветы –
Улыбаюсь я и ты!
(Дети становятся в круг, берут друг друга за руки.)
В. : Дети, скажите, где живут люди?
Д. : В домах.
В. : В домах живут люди, а в картинной галерее?
Д. : Картины.
В. : Правильно, картинная галерея – это дом для картин. Я предлагаю пойти сейчас к ним в гости. А вы помните, как нужно себя вести в гостях?
(Стук в дверь, входит Карлсон.)
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я тут летал, летал – приземлился, думал, домой прилетел, у меня тоже красная крыша, оказывается, в детский сад попал. Я услышал, что в галерею собрались, я знаю как себя там вести.
В. : Ну и как же?
Карлсон: В гостях можно бегать, кричать, шуметь, всё-всё трогать руками, а ещё толкаться, а ещё…
В. : Постой-постой Карлсон! Ребята, вы тоже так считаете?
(Ответы детей)
В. : Слышишь, Карлсон! А если ты будешь бегать, шуметь и толкаться, то ты не почувствуешь красоту картины.
Карлсон: А разве можно услышать картину?
(Ответы детей)
Карлсон: А как её почувствовать?
В. : А мы заглянем в неё. Представим, что мы в картине. Оглядимся внимательно и почувствуем, хорошо нам в картине или неуютно, грустно или весело, спокойно или радостно. Мы возьмём тебя, Карлсон, с собой и научим слышать, видеть и чувствовать картину.
(Входим в картинную галерею, на стене которой висит лист бумаги со стихотворением Н. Рыленкова)
В. : Смотри, Карлсон, что здесь написано:
«Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно».
В. : Ребята, смотрите, кто-то перемешал все картины. Давайте, разложим картины по жанрам : портреты, пейзаж, натюрморт.
(Дети раскладывают картины)
В. : Дети, скажите, пожалуйста, почему вы решили, что эти картины относятся к пейзажу?
Карина: Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется… (пейзаж)
В. : Правильно, молодцы. А почему эти картины относятся к портрету?
Настя К. : Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется… (портрет).
В. : Хорошо. А почему эти картины относятся к натюрморту?
Полина О. : Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, Знай, что это (натюрморт)
Карлсон: Как интересно, и откуда они всё знают?
В. : Хорошо справились с заданием, идём дальше. Обратите внимание на эти картины, и скажите, как они называются, и кто их написал?
(Ответы детей)
В. : А сейчас мы с вами будем рассматривать очень интересный натюрморт, в котором художник спрятал удивительную тайну. Её смогут открыть только очень внимательные дети. Что же это за тайна? Сначала молча рассмотрите картину, полюбуйтесь и подумайте. Спешить с ответом не нужно. Эта картина требует не только внимания, но и раздумий.
(Дети под музыку рассматривают картину)
В. : Ну, кто увидел, догадался, какую тайну нам поведал художник этим натюрмортом?
Карлсон: То, что здесь цветы разные.
(Ответы детей)
В. : Мы с вами видели много разных натюрмортов, а чем необычен этот?
(Ответы детей)
В. : Да, кроме цветов здесь художник нарисовал ещё птичку, бабочку, гусеницу. А ещё?
(Ответы детей)
В. : На зелёных листочках несколько мушек. Как они все украсили этот натюрморт! Они такие же нарядные, как цветы. Как богата природа, как щедро она дарит нам красоту во всём! И как украшают эти маленькие живые существа натюрморт! Если мы закроем бабочку – сразу букет что-то потеряет, не будет таким нарядным. То же будет, если мы закроем птичку или гусеницу. Как удивительно художник расположил букет и маленьких насекомых, бабочку и птичку! Как нарядно они сочетаются по цвету! А сейчас посмотрите и скажите, какого цвета фон?
(Ответы детей)
В. : Коричнево-зеленоватый. Он значительно темнее, чем цветы, поэтому цветы кажутся такими яркими. Давайте их рассмотрим. В центре букета художник поместил цветок-космею. Какого она цвета?
(Ответы детей)
В. : Светло-розовая. Справа – красный, с жёлтыми полосками на листьях, с жёлтой серединкой шафран, он как будто позолоченный; слева – веточка душистого горошка с розовыми, сине-белыми, фиолетовыми цветочками. Над горшком – пушистая головка красной гвоздики с белой каёмочкой на кончиках лепестков, а в центре – высокий стебель, усыпанный бархатными сине-голубыми цветами с золотой серединкой, - барвинок.
Между цветами зелёные листочки. Вода в вазе так чиста и прозрачна, что видны стебельки цветов. Бабочка, сидящая на вазе, - жёлтая, с зеленовато-чёрными узорами, с красными и голубыми крапинками на крылышках, сверкает, как солнечное пятнышко. А какого цвета птичка?
(Ответы детей)
В. : Да, она разноцветная: беленькие животик и щёчки, коричневые крылышки с жёлтенькими пятнышками, головка спереди красная, а клюв белый. Это тоже нарядное светлое пятно. Посмотрите, как она освещает вазу. И даже красная маленькая с чёрной полоской гусеница на зелёном листочке слева от вазы очень нарядна и тоже украшает букет. А если внимательно посмотрите на листочки в букете, то увидите здесь ещё кого-то. Двух мушек: одна пьёт воду из капельки росы, а вторая бежит вверх по травинке. Капелька росы сверкает и на лепестке розовой космеи.
В. : Дети, а как вы думаете, почему художник расположил лист бумаги вертикально?
(Ответы детей)
В. : Букет высокий, а не широкий, поэтому вертикальное расположение подходит больше.
Так какую же мы с вами увидели и разгадали тайну в этой картине?
(Ответы детей)
В. : Да, дружбу, гармонию сорванных цветов и живых маленьких существ – мушек, бабочки, птички. Как все они красивы, как удивительно их нарядила природа, как украшают они друг друга, какой праздник для глаз! И художник своей картиной говорит нам : будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны.
(Физкультминутка)
В. : Может, превратимся мы в цветки?
(Присели)
Вот солнышко греет,
Подросли стебельки,
Появились листочки,
Улыбнулись цветочки.
(Психогимнастика)
Как цветочки пахнут,
Мы с вами тоже знаем,
Коробочки понюхаем и сразу отгадаем.
(Дети нюхают приготовленные баночки от киндера-сюрприза с наполнителями (чеснок, запах цветов, выбирают цветочный запах)
В. : Вы всё про цветочки знаете,
Как пахнут и растут,
А что для вас я приготовила тут?
(Заготовки для работы)
В. : А сейчас мы составим свой натюрморт. Посмотрите, что на картине есть и чего не хватает?
(Ответы детей)
В. : Мы сейчас с вами сделаем цветочки. Выбирайте свой цветочек и наклеивайте на него серединку. Затем на картину.
(Дети работают)
В. : Замечательные цветы украсили наш натюрморт, вы потрудились как настоящие художники. Глядя на них, хочется прочитать строки:
Как нарисовать портрет цветка?
Он не убежит наверняка,
А художник рвать его не станет.
Пусть цветок растёт себе, не вянет…
В. Берестов
В. : А для взрослых растут
Свои цветочки,
Нас радуют сыновья и дочки!
Цветы своей жизни растите достойно
И только тогда на душе вашей
Будет спокойно!