Марина Балясова
«Веселый праздник Масленица».
▼ Скачать +Заказ
Тема занятия «Веселый праздник Масленица».
Цель: знакомство и раскрытие эмоционально-смыслового содержания обряда встречи и проводов Масленицы.
Задачи:
• развивать эмоционально-образное восприятие музыки;
• развивать вокально-хоровые навыки, уметь исполнять народные песни, участвовать в обрядовых действиях;
• развивать творческие способности;
• воспитывать любовь к народным традициям;
• пробуждать интерес к русскому фольклору;
• уважать народные обычаи.
Музыкальный материал:
• "Полька" народная мелодия (фрагмент);
Публикация «„Веселый праздник Масленица“,» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• "Плясовая" русская народная мелодия (фрагмент);
• "Русская" из балета "Петрушка" И. Ф. Стравинский;
Русские народные частушки;
• «Разрумяными блинами» русская народная песня.
Дидактическое обеспечение урока: презентация.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук, экран и проектор.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.
Наглядный материал: масленица, чучело, балаган, песни, пляски, портреты Бориса Михайловича Кустодиева, Игоря Фёдоровича Стравинского.
Раздаточный материал: русские народные инструменты, солнышко.
Вход детей под народную музыку "Полька" Слайд № 2
Музыкальное приветствие:
Здравствуй, небо голубое! (показывает "небо")
Здравствуй, солнце золотое! (показывает "солнце")
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
не лень (разводит руки в стороны)
М. р. - Ребята, вы слышали слово хоровод? Что вы знаете об этом слове?
Мозговая атака. Хоровод – это…
М. р. - Ребята, послушайте загадку:
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
- О каком празднике идёт речь?
Д. - О Масленице!
М. р. - Масленица или проводы Зимы - один из ярких праздников на Руси. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Здравствуй, солнце Красное! (показывает "солнце")
Здравствуй, небо ясное! (показывает "небо")
Видно, Зимушка - Зима
Скоро кончится сама! (разводит руки в стороны)
Праздник Масленица посвящен Проводам зимы и Встрече весны.
- Как вы думаете, чему будет посвящёна наша беседа?
Тема нашего занятия: «Весёлый праздник Масленица» Слайд № 3
- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?
- Как и когда празднуют масленицу?
- Главным угощением были (блины) Слайд № 4
Самое главное блюдо - это блины. Считалось плохой приметой на столы в Масленицу не подать блины - это значит, год будет неурожайный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда.
Блин - круглый, горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко : Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями.
Масленица длилась целую неделю.
- Какой главный атрибут Масленицы? (Показываем на чучело Зимы) Слайд№5
В первый день всем селом делали куклу из соломы - чучело Зимы, надевали на неё старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили с почестями по всей округе в санях. Одну из песен мы сейчас послушаем.
Звучит народная песня «Масленица» Слайд №6
- О чем поется в песне?
- Какая музыка по характеру?
Д. (весёлая, радостная, добрая)
2. Вокально-хоровая работа.
А теперь давайте разучим песню «Масленица». Разучим слова и мелодию
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
1. Дикцию (четкое произношение текста)
2. Характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)
3. Возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещотки, ложки, свистульки).
ИСПОЛНЕНИЕ.
М. р. - Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась!
Затем чучело ставили (переставить на другое место) на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Играли в такие игры, как: «Катание с гор», «Бой мешками», «Ледяной столб», «Снежный тир», «Кулачные бои», «Перетягивание каната», «Жмурки» (слайд № 7)
- А сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели - горелки.
Дети встают вокруг чучела друг за другом. В руках у водящего платочек. Все хором произносят слова и после слов: «Раз, два, три, гори!» последняя пара бежит по разные стороны к водящему. Тот, кто добежит до водящего первым берет у него платочек, а опоздавший «горит», т. е. водит. Послушайте, какие здесь надо произносить слова. Давайте их проговорим:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три, гори!» Молодцы!
- Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
4. Исполнение частушек.
- Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах.
Звучат частушки про Масленицу.
1. Начинаю петь частушки
Прошу не смеяться.
Здесь народу очень много
Могу растеряться.
2. В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
3. Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
- А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы со мной спели частушки.
6. Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
- Молодцы, ребята! Вот как здорово у нас получилось.
С чучелом Зимы веселятся всю неделю.
Слушание фрагмента «Русская» из балета «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского.
В Масленицу устраивались театрализованные представления, балаганы Слайд № 8
А участвовали в них силачи, танцовщицы, музыканты - шарманщики, фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки. Петрушка на Масленице был самым главным весельчаком. Обычно он был одет в красную рубаху, колпак на голове, плисовые штаны и щегольские сапожки Слайд № 9
Русский художник Борис Михайлович Кустодиев любил этот праздник и написал целую серию картин, посвященную празднику Масленица. Вот несколько из них. Слайд № 10
- Ребята, расскажите, какие приметы Масленицы вы видите на картине «Масленица»? (Ездят на тройках, поют, танцуют, смотрят театральное представление.) Слайд 11
- В чём сходство этих картин? Что их объединяет? (Есть Балаган).
Русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным героем балета был любимец балаганных спектаклей Петрушка. Балет свой Игорь Федорович Стравинский назвал "Петрушка" Слайд № 13
Слушание фрагмента «Русская» из балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Какое, настроение вызывает у вас звучащая музыка? Слайд № 14
- Можно сказать, что картины и музыка созвучны по характеру?
- Почему? (Музыка и картины передают настроение праздника Масленица). Заканчивался праздник сжиганием чучела. Сжигая чучело, приговаривали:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Гори-гори ярче - лето будет жарче.
- Как вы думаете, зачем его сжигали? (Чтобы весна быстрее пришла).
- Ребята, вы знаете, что последний день Масленицы (воскресенье) называется «Прощёное воскресенье»? Слайд № 15
В прощёный день прощались и с Масленицей, устраивали для нее проводы. И это было целое представление. В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу. Праздник заканчивался большой ярмаркой.
IV. Закрепление пройденного материала.
- Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте.
1. В какой день недели сжигали чучело? (Воскресенье)
2. Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
3. Как называются народные, шуточные песенки? (Частушки)
4. С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (Масленица)
5. Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
6. Как называется главный атрибут праздника Масленица? (Чучело)
7. Символ солнца на Масленице? (Блины).
8. Какой композитор помог нам «услышать» Масленицу? Слайд 16
Отлично поработали! Спасибо!
Дети встают и под звуки русской народной мелодии "Плясовая"
выходят из зала.