Михайлова Екатерина
Роль театрализованных игр в развитии дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Малыш раннего возраста уникален. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Публикация «Роль театрализованных игр в развитии дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети в раннем возрасте нуждаются в любви, ласке, понимании со стороны взрослого. В данном возрасте дети отдаляются от дома, родных, приходя в "незнакомый дом" под названием детский сад!
Важно именно в адаптационный период создать для детей ту самую уютную атмосферу, схожую с домом. В адаптационный период с детьми нужно постоянно общаться, придумывать разнообразные методы и эффективные формы работы, продумывать интересные занятия.
Одну из важных ролей играют театрализованные игры с малышами, обыгрывание знакомых сказок, игр-драматизаций, пальчиковых игр.
Куклотерапия, как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, с любимой игрушкой.
Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Образ куклы или персонажа сказок выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желанию детей познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы; научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
В своей работе с детьми возраста мы стали активно использовать различные виды театра. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В театрализованной деятельности у детей обогащается словарный запас, постепенно развивается диалогическая речь, она способствует проявлению самостоятельности, устранению скованности и зажатости в адаптационный период, а также способствует активности ребенка в игре с игрушками- персонажами.
На своих занятиях мы часто выступаем от лица какого-либо персонажа, затем плавно переходим к самому занятию, где постепенно задействую и самих детей. Вызываю самых раскрепощенных детей вначале, а затем пробую взаимодействовать с более застенчивыми детьми.
В нашей педагогической копилке находятся самые разнообразные виды театра : магнитный театр, театр настольный, бибабо, театр на фланеллеграфе, масочный театр, кукольный театр, театр на прищепках, пальчиковый театр…
Детям нашей группы полюбился театр на прищепках и пальчиковый деревянный театр. Дети одновременно развивают и мелкую моторику и речь, а также раскрепощаются, при взаимодействии с любимыми персонажами сказок, стихотворений. А главное учатся общаться друг с другом. Пока только через героев театра, но это уже первые предпосылки общения «ребенок- ребенок»
Дети овладели простейшими навыками управления куклами, с удовольствием участвуют в представлениях кукольного театра. Для застенчивых детей особенно привлекателен такой театр, так как там есть ширма и речь ведется от лица посредника – кукольного персонажа.
Очень важным считаем такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Поначалу предлагаем роли наиболее активным детям, затем более застенчивым. При этом считаемся с желаниями самих детей играть ту или иную роль.
Самое главное — индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времени.
Чтобы игра не потеряла для детей интерес, необходимо постоянно ее модифицировать, усложнять, привносить в нее новые элементы, атрибуты, бутафорию.
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Наш опыт работы с детьми раннего возраста показал, что систематическое использование театра, в любом его проявлении, благотворно влияет на малышей. Дети легче адаптируются к детскому саду, с удовольствием его посещают. У детей быстрее развивается речь, мышление, желание быть нужным, интересным в обществе сверстников и детского сада в целом.
МАДОУ «Детский сад № 57»
Воспитатель: Михайлова Е. П. \r\nСтаж работы – 8 лет