Казанцева Марина Александровна
Проект для детей 5–6 лет «Вернем природе чистоту»
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективная проектная работа
«Вернем природе чистоту!»
«Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Тип проекта : экспериментально-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Возраст детей : 5-6 лет.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Вернем природе чистоту“» размещена в разделах
На сегодняшний день проблема мусора является важнейшей экологической задачей, требующей скорейшего решения. Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Неужели однажды наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, в том числе и дошкольников.
Проблемная ситуация: Во время экскурсии по селу дети обратили внимание на мусор на тротуарах, в кустах, у мусорных контейнеров. Ребята стали задавать вопросы: «Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? И можно ли дать мусору «вторую жизнь»?»
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие из них не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор. У нас возникла идея создания проекта «Вернем природе чистоту!»
Цель проекта : способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта.
Задачи проекта :
• Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором;
• Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах, об опасности бытовых отходов в жизни человека;
• Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения;
• Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытно-экспериментальным путём выявлять свойства отходов, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
• Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
• Воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, дома, улиц села.
Ожидаемый результат:
1. Будут иметь представления об особенностях различных материалов, их свойствах, структуре;
2. Сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности, к созданию разнообразных поделок из бросового материала;
3. Узнают об эффективности вторичного использования отходов;
4. Развивается умение рассуждать и наблюдать;
5. Повысится уровень знаний у детей о проблемах загрязнения окружающей среды мусором.
Этапы реализации проекта :
I этап. Подготовительный.
1. Выбор темы, постановка целей и задач проекта.
2. Сбор и анализ литературных источников по теме.
3. Составление плана работы над проектом.
4. Подготовка материалов для организации исследовательской и экспериментальной деятельности.
II этап. Организационный.
1. Проведение бесед, занятий, игр по изучению свойств и качеств материалов (бумаги, металла, пластмассы, стекла, резины, древесины).
2. Знакомство детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
3. Экспериментирование «Что земля «кушает», а от чего она болеет».
Выясняли, исчезает мусор в природе или остается навсегда? Осенью на территории детского сада дети совместно с воспитателем закопали бытовой мусор некоторых видов (бумагу, пластиковый стакан, металлическую банку, стекло, кусочки дерева, листья) и поставили таблички. В мае следующего года, откопав мусор, дошкольники выяснили, что пищевые отходы, листья, кусочки дерева исчезли, а пластиковый стакан, металлическая банка, стекло, бумага остались в земле в том же состоянии. (Приложение 1)
В результате эксперимента воспитанники сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор можно закопать, а все остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
III этап. Практическая деятельность.
Чтение художественной литературы: А. Анишин «На городском субботнике», А. Усачев «Мусорная фантазия», Е. Смирнов «Давайте Землю украшать», С. Михалков «Прогулка».
Просмотр презентаций «Мусор нам совсем не друг!», «Жалобы природы».
Просмотр мультфильмов: «Смешарики: Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин», «Приключения кота Леопольда и его друзей во дворе», «Свинка Пеппа: Переработка», «Робокар Поли: Суета вокруг мусора».
Беседа «Что такое мусор?», «Мусор Земле не к лицу».
Цель: дать детям понятия о вреде мусора для природы и человека.
Дидактические игры: «Рассортируй мусор», «Что из чего сделано?», «Выбери контейнер». (Приложение 2).
Цель: правильно называть материалы, различать их.
Сюжетно-ролевые игры «В магазин за покупками», «Помощники реки», «Спасатели леса», «В лаборатории».(Приложение 2).
Цель: пополнять знания детей о правилах поведения на природе.
Проведение опытов: «Бумага и ее свойства», «Волшебный металл», «Чудесная пластмасса», «Резиновое чудо», «Удивительный мир стекла», «Секреты древесины», экспериментирования «Изготовление новой бумаги».
Цель: опытным путем установить форму, цвет, свойства, способы их использования. (Приложение 3).
Продукты проекта :
- Организация выставки поделок «Мусорный вернисаж»;
- Создание экологической книги «Сбережем природу теплом своих рук»;
- Оформление уличного участка детского сада поделками из бросового материала. (Приложение 4).
Вывод:
В результате экспериментирования и проведенных опытов и наблюдений мы пришли к выводу, что мусор засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т. п.) или использовать в качестве второго сырья для изготовления поделок из бросового материала.
Экскурсии по селу, дидактические, сюжетно-ролевые, игры, чтение художественной литературы – все это помогло дошкольникам осознать серьезность проблемы мусора.
Проект помог детям понять, что нельзя мусорить бездумно. Надо бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, поделки.
По итогам нашей проектной деятельности нами был сделан общий вывод: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе. За нами будущее, чистое будущее!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.
3. Беньковская и другие. – М. : МАХАОН, 2012.- 160 Иллюстрированная
энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. – М. : АСТ:Астрель, 2008.
4 .Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
5. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. :Мозаика-Синтез, 2006.
6. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. -2-е изд., испр. -М. :ТЦ Сфера, 2014.
7. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. - М. :ТЦ Сфера, 2000.
8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей / – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
10.. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
11. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.
12. Рыжова Н. А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5,2004.
13. Рыжова Н. А. Не просто сказки….Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : Линка-Пресс, 2002 г.
14. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада.
15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз,
2000.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4