Уланова Бэлла Викторовна
Проект «В природе столько красоты!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ "В природе столько красоты!"
Актуальность проекта :
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, хоть оно появилось сравнительно недавно. Давая дошкольникам знания о природе, мы формируем понимание того, что природой можно любоваться, и одновременно о ней надо заботиться. Небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.
Публикация «Проект „В природе столько красоты!“» размещена в разделах
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что все на нашей планете взаимосвязано.
Поэтому наша задача как педагогов дошкольного образования, воспитывать в детях с ранних лет добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанное с красотой природы, учить видеть красоту в даже в маленьких, казалось бы предметах (веточка дерева, камень или жучок).
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий. Участники: дети 4-6 лет.
Срок реализации проекта : долгосрочный (2 года).
Цель проекта : формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Краткое описание проекта по этапам.
I -Подготовительный этап.
Определение цели и задач.
Работу по проекту мы начали в средней группе. Опрос детей по теме показал, что у многих детей недостаточные знания о живой и не живой природе. Кто-то затрудняется сравнивать времена года, многие дети не проявляют заботливого отношения к окружающей природе. Вопросы о перелетных птицах, растениях и животных вызвали у некоторых воспитанников трудности, потому что не умеют устанавливать простейшие связи между временем года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
Так как мы живем в степной зоне, у нас в поселке не растут деревья, которые мы часто видим в книжках. Для многих детей наш вяз или тополь кажется могучим дубом. Увидев впервые хвойную тую, им хочется назвать ее елкой.
Следовательно, решили реализовать проект, который благодаря долгой плодотворной совместной работе педагогов, детей и родителей будет способствовать расширению кругозора, развитию речи, словарного запаса, формированию эстетических чувств, воспитанию чувства ответственности перед природой.
II Основной этап реализации проекта.
Календарно - тематический план (старшая группа)
Месяц Тема Содержание занятия
Базовая программа Национально-региональный компонент Задачи
Сентябрь - октябрь. «Овощи» Обобщающее понятие «Овощи» Овощи (Темсн; Гаруд) на нашем огороде Воспитывать уважение к труду взрослых.
«Ягоды и фрукты» Обобщающее понятие «ягоды» и «фрукты». Ягоды и фрукты (Зер-земш, которые растут в Калмыкии Воспитывать уважение к труду взрослых, знакомить с ягодами; с понятием «консервирование»
«Попробуй на вкус и скажи, что не так?» (соленый компот или морс).
Ягоды и фрукты (Зер-земш, которые растут в Калмыкии Экспериментирование. Учить разгадывать загадки.
«Царство растений: грибы» Грибы как вид растений. Рисование нетрадиционными техниками. Грибы в степи: шампиньоны. Рассматривание предметных картинок. Дать представление о грибах, их разнообразии и свойствах.
«Золотая осень» Обобщить знания об осени, ее характерных особенностях. «Намр ирв». Чтение стихов. «Алтн намр» Устанавливать взаимосвязь, делать выводы.
«Осеннее дерево» Рисование пальчиками, ладошками «Хамтхасн»
Сбор листьев для гербария. Учить приемам пальчикового рисования
«Откуда хлеб пришел» Дать знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Пшеничка с полей Калмыкии. Просмотр презентации. Уважение к труду хлеборобов, хлебу.
«Перелетные птицы» Уточнить и закрепить знания о перелетных птицах. Птицы (шовуд) нашего двора. Лепка птичек. Дать понятие «насекомоядные» и «водоплавающие»
«Домашние животные» Закрепить названия домашних животных, знания об их пользе для человека. Домашние животные, которых разводят в Калмыкии (Герин мал) Интерес к животным, уважение к труду животновода.
Ноябрь «Дикие животные» Уточнить и закрепить знания детей о диких животных средней полосы России Жизнь животных степной зоны Калмыкии. Понятие «хищник» и «травоядное»; Способы самозащиты.
«Волчья семья» Соотносить слова, обозначающие названия животных, с названием их детенышей. Характерные особенности жизни живот-ных в разное время года. Знакомство с понятием «волчья» семья.
«Вот так Африка» Знакомство с Африкой – самый жаркий континент. Найти сходство между антилопой и сайгаком. Понятие «жаркие страны».
«Животные Севера» Приспособленность животных к суровым условиям. Значение снега для жизни животных. Найти сходство между птицами степи и северными птицами Воспитывать сочувствие животным, которые живут в суровых условиях.
Декабрь «Зима» Признаки зимы на фоне красивых пейзажей. Признаки зимы в нашем районе. Рассматривание картин. Формировать эстетическое отношение к природе в любую погоду.
«Составление описательного рассказа: Дома-шние живо-тные» Конкретизировать знания о домашних животных. Составление рассказа из личного опыта: Как мы ездили на чабанскую стоянку. Воспитывать интерес к животному миру.
Экскурсия в парк Рассматривание деревьев. Тополь, туя, вяз. Ситуативная беседа: Как птицы к зиме готовятся? Учить видеть красоту природы в любых ее проявлениях.
«Наша родина - Калмыкия» Дать представление о Калмыкии как субъекте большой страны России Рассматривание иллюстраций, фото родного поселка. Достопримечательности нашего поселка, города Элисты.
Январь «Как звери в лесу зимуют» Познакомить с жизнью лесных зверей. Чтение сказки «Зимовье зверей» Питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. Вызвать сочувствие к животным. Чувство уважения к людям, которые заботятся о них.
«Зимующие птицы» Сезонные изменения в жизни птиц. Пусть будет зима доброй для пернатых. Зимующие птицы нашего района. Рассматривание иллюстраций. Заботливое отношение к птицам. Организация регулярной работы птичьей «столовой»
Февраль «Путешествие в Тундру» Показать, почему в Тундре такой скудный животный мир? Поиск информации о животных Тундры Воспитывать интерес к мало известному.
«Лес и мы» Уточнить знания детей о разных видах леса. Воспитывать осознанно-бережное отношение к лесу. Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
«Путешествие в Австралию» «Такие необычные обитатели зеленого материка» Работа с атласом. Просмотр видеофильмов. Развивать интерес к изучению истории развития животных.
«Живая и неживая природа Закреплять понятия живая и неживая природа Экспериментальная деятель-ность. Какое место занимает природа в нашем доме. Воспитывать заботливое отношение к объектам природы.
Птицы рядом с нами Уточнить и закрепить знания о зимующих птицах. Птицы на кормушке: воробей, синица, ворона, голубь. Развивать наблюда-тельность.
Март «Вода в жизни человека» Формировать знания о значении воды в жизни человека «Приключения Капельки» развлечение. Необходимость экономии воды. Важность воды для нашего здоровья.
«Царство растений: комнатные растения». Знакомство с новыми растениями, оригинальность внешнего вида. Растения в нашем уголке природы : хаме-дорея, драцена. Уход за растениями. Воспитание бережного отношения к природе, понять, в чём заключается пра-вильное отношение к растениям.
«Растения в нашем уголке природы» Обобщить знания детей о строении растения. Сравнивать и узнавать по внешнему виду драцену, фикус. Учить делать выводы о приспособлении растений к среде обитания.
Апрель «Природа и человек» Уточнить роль человека в сохранении ресурсов природы. Продлим жизнь растению, сохраним жизнь животного в родном краю. Узнать больше о профессиях работников заповедников.
«Степь весной» Дать знания о растениях, растущих в степи Деревья и кусты характерные для нашего района. Рассматривание иллюстраций; познакомить с правилами поведения в степи.
«Гимн тюльпану» Прививать любовь к родному краю. Повысить экологи-ческую грамотность детей. Выполнять поделки и рисунки для выставки. Вызвать чувство восхищения тюльпаном.
«Весна, весна на улице, весенние деньки» Сезонные изменения в природе, как природа пробуждается. Роль тепла в жизни всего живого. Формировать эстетическое отношение к природе.
Май «Царство растений: травы» Закрепить знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе Знакомство с первыми весенними цветами села Многообразие трав и их польза. Многообразие цветов.
«Шестиногие малыши» Многообразие насекомых, их сходства и отличия. Находим на участке детского сада. Доброе отношение к «маленьким соседям». Рассматривание иллюстраций.
«Перелетные птицы» Совершенствовать знания о перелет-ных птицах. Сезон-ные изменения в жизни птиц Прилет ласточек, журавлей. Формировать обобщенное представление о птицах
«Круглый год».Рассказ Ушинского «Четыре желания» Сезонные измене-ния в природе За что я люблю свою малую Родину. Закрепить знание о временах года, умение видеть красоту природы в разное время.
На своем участке мы с детьми нашли грибы, рассмотрели их, потом лепили из пластилина.
Постоянно рассматриваем кустарники смородины, шиповника, деревья и другие растения.
Рисуем осеннее дерево.
Пластилинография "Осенний листок"
Дети любят рассматривать растения и на участке, и в уголке природы.
Круглый год мы имеем возможность наблюдать за красотой природы, будь то цветок на клумбе, распустившиеся почки, необычные облака или листопад. Дети все замечают, им все интересно. И каждый день, выходя на прогулку, радуются солнцу и ветерочку, деревьям и травке.
Проект еще продолжается. Еще мы будем дальше познавать природу во всей ее красе : читать рассказы и стихи русских и калмыцких писателей, проводить познавательные беседы, играть в дидактические, сюжетные и театрализованные игры, проводить эксперименты. В дальнейшей работе нам конечно будут помогать и родители, и педагоги нашего ДОУ.
3 этап Заключительный.
1. Анализ полученных результатов.
2. Экологическая викторина: «Знаешь ли ты природу?»
Ожидаемые результаты проекта.
1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений об окружающем мире.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе.
3. Сформированность навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.