Татьяна Гукк
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
Публикация «Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность» размещена в разделах
Развивающая предметно - пространственная среда, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива является создание такой предметно-развивающей среды, которая должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Согласно ФГОС ДО развитие предметно - пространственной среды нашего детского сада формируется с учетом следующих принципов:
1. Насыщенность
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения, различными материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.
Предметное содержание выполняет информативные функции об, окружающим мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки и оборудование разнообразны.
Игры – разной степени сложности, что обеспечивает высокий развивающий потенциал. Использование гендерных игр и игрушек для девочек и мальчиков.
(художественно – эстетический, познавательно - речевой, физический)
Учитываем индивидуальные особенности детей, применяем игры разного уровня сложности.
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействий с предметно пространственным окружением и возможности самовыражения детей.
2. Трансформируемость
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,
в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)
За счет кроватей трансформеров пространство спальной комнаты используем для двигательной активности и индивидуального развития.
Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.
Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.
Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).
В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.
В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).
В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.
3. Полифункциональность
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.
Полифункциональность позволяет ребенку гибко использовать элементы развития предметно - пространственной среды в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры.
Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей.
Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.
Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.
Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).
4. Доступность
ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)
свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Вариативность
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.
Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.
В центрах периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Кроме этого возможна появления центров по интересам (мини - музей и индивидуальные выставке детей)
Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.
6. Безопастность
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
С целью организации содержательной деятельности дошкольников, на воздухе оборудованы прекрасные теневые навесы отвечающие требованиям САНПина.
Вариативность предметно – пространственной среды и ее трансформируемость и полифункциональность дает возможность дошкольникам самостоятельно организовать собственную деятельность, проявляют познавательную активность и интерес.