Логинова Жанна Владимировна
Сценарий родительского собрания «В стране Оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания
В СТРАНЕ ОРИГАМИ
Время проведения: третий квартал (март-май).
Форма проведения: семинар-практикум.
Цели: раскрыть значение конструктивной деятельности в развитии ребенка-дошкольника; способствовать организации семейного досуга и совместной деятельности родителей с детьми; формировать эстетическое отношение к действительности.
Публикация «Сценарий родительского собрания „В стране Оригами“» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Задачи: обобщить представления родителей об искусстве и культуре Японии; показать уровень развития конструктивных умений, которого достигли дети за период посещения кружка «Волшебный квадрат» (оригами); продемонстрировать самостоятельность дошкольников, умение работать с бумагой, рассуждать, проявлять интерес к оригами; представить опыт работы воспитателя; способствовать формированию у родителей навыков по изготовлению поделок в стиле «оригами»; создать условия для развития творческих способностей и творческой атмосферы.
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, родители и дети (участвуют в практической части собрания).
План проведения
1. Вступительное слово
2. Теоретическая часть собрания.
3. Практическая часть собрания (практикум).
4. Заключительный этап. Чаепитие.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. За 2-3 недели до проведения собрания предложить родителям домашнее задание : изучить дома с ребенком детские энциклопедии и узнать все самое интересное и запоминающееся о Японии (культурные традиции).
2. Провести конкурс поделок «Оригамская сказка» и оформить выставку и помещение группы в стиле оригами (подвесные игрушки, оборудование для театрализованной деятельности и т. п.)
3. Подготовить наглядный ряд (карта мира, флаг Японии, икебана, цветущая сакура и т. д.)
4. Провести репетицию с воспитателем, играющим роль Японки, и музыкальным руководителем, подготовить костюм Японки, фонограмму.
5. Оформить цитаты:
• “Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое» (японская мудрость);
• «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Василий Александрович Сухомлинский).
II. Организационный этап
1. Собрание проходит в помещении группы или музыкальном зале.
2. Столы и стулья приготовлены для работы по 2 или по 4; поставлены маленькие стулья для детей около родителей (на практическую часть собрания); на столах находятся квадраты разного цвета.
3. На мольберте расположен плакат с названием родительского собрания
«В стране оригами»; оформлена тематическая выставка (методическая
литература; детские работы, выполненные в течение учебного года на занятиях
кружка «Волшебный квадрат»; разные виды бумаги для изготовления поделок;
пособие «Волшебный квадрат»; послеоперационные карты, схемы).
III. Вступительное слово Звучит японская мелодия.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы вам предлагаем отправиться в страну «Оригами». Мы надеемся, что все, что вы сегодня узнаете и чему научитесь, вам пригодится в воспитании ваших детей.
IV. Теоретический этап собрания
В зал входят воспитанницы группы в японских костюмах и взрослый -
«Японка».
1. Танец с веерами (Дети уходят. Японка остается.)
Японка. Я приглашаю вас в Страну восходящего солнца — Японию, поближе познакомиться с ее культурой и искусством.
Но сначала хотелось бы узнать, а что вы знаете о Японии? (Берет интервью
у родителей.)
2. Интервьюирование «Что вы знаете о Японии?»
Родители рассказывают о Японии-культуре, традициях, можно заранее подготовить несколько родителей для мини-выступлений.
1. Япония лежит на островах, расположенных к востоку от тихоокеанского побережья Азии, в той стране, где восходит солнце. Поэтому ее издавна называют Страной восходящего солнца, что по-японски звучит как Ниппон (Нихон, а по-русски Япония. (Японка показывает страну на карте) Япония в основном теплая и очень солнечная страна. Четыре пятых населения Японии живет в городах. (Показывает флаг Японии).
2. Быт японцев сильно отличается от европейского. В японских домах мало мебели, весь пол покрыт циновками из рисовой соломы. По ним ходят в носках, обувь оставляют на пороге. На полу сидят, когда обедают, на полу и спят, постелив матрацы, вернее, плетеные напольные маты — татами, поэтому пол идеально чист. (Показывает иллюстрации или фотографии.)
3. Своеобразно и японское искусство: живопись, кукольный театр. Славятся японцы умением составлять букеты цветов. (Показывает икебана).
4. Япония бедна полезными ископаемыми и природными ресурсами, поэтому ее хозяйство зависит от внешней торговли. Япония вывозит в другие страны машины, аппаратуру, ткани, а ввозит нефть, руду, лес, зерно.
5. Во всем мире известны хокку-стихи-картинки-нерифмованные стихи, состоящие из трех строк. Каждое стихотворение хокку-маленькая волшебная картинка. Японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в своем воображении. Все стихотворение сразу оживает, играет красками.
В японских стихах вы не найдете рифм, к которым привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что рифмы у японцев никогда и не было, обходились без нее. Читают стихи медленно и нараспев. Сочиняя хокку, поэт обязательно должен был упомянуть, о каком времени года идет речь.
Японка. Давайте и мы прочтем несколько из их. (Родителям раздают напечатанный текст стихов. Под музыку зачитываются несколько из них.)
3. Чтение хокку родителями.
Японка. Недаром японская мудрость гласит:
«Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое». (Обращает внимание на цитаты.)
Существует еще один вид японского искусства — оригами.
Мастером оригами в нашем детском саду является (Ф. И. О. Воспитателя). На протяжении нескольких лет ею наработан положительный опыт по использованию оригами в развитии у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук и конструктивных умений.
Входят воспитанники группы со своими поделками в стиле оригами и исполняют частушки.
4. Исполнение детьми частушек (в основу частушек положены стихи Дёгтевой В. Н.)
В нашем садике чудесном
Замечательно живем.
Про кружок наш «Оригами»
Мы частушки пропоем.
Оригами, оригами,
Мастерить умеем сами:
И фонарик, и хлопушку,
И неведому зверушку.
Оригами, оригами,
Мастерить умеем сами:
И дракона, и лягушку,
И загадочный цветок.
Что такое оригами?
Рассказать давно пора-
Мир фантазии бумажной,
Сказка, фокус и игра.
Все стихи полны мечтами,
Что когда-то в Новый год
Вдруг принцесса Оригами.
В гости к нам она придет.
Мы пропели вам частушки,
Ожидает вас доклад
Оригами-это классно,
Заниматься каждый рад!
Дети дарят родителям подарки (например, журавликов, уходят.
Японка хвалит родителей за интересный рассказ о Японии, желает успешного
продолжения семинара, прощается и уходит.
5. Этап педагогического всеобуча. Выступление воспитателя «Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных умений» .
Воспитатель. Оригами — традиционное японское искусство. Основной материал, который используется для работы, - бумага. Исходная форма листа бумаги — квадрат, иногда используются прямоугольник («Лодочка», «Письмо-треуголка», «Гармошка», «Пакетик для семян») и круг. Оригами — это геометрия в природной и предметной среде. Базовые понятия в оригами : сгибание, складывание, торцевание, кирикоми-оригами (складывание и частичное прорезывание или надрезание).
В процессе выступления воспитатель знакомит родителей с основными понятиями оригами, рассказывает о его значении в развитии ребенка-дошкольника, показывает основные базовые формы для изготовления поделок; дидактические пособия, которые можно использовать при обучении детей (например, «Волшебный квадрат»); методическую литературу, приемы обучения детей и т. д.
Родителям предлагается задать интересующие их вопросы. Воспитатель отвечает.
V. Практический этап собрания
Заходят дети и садятся рядом со своими родителями.
Воспитатель (обращаясь к детям и родителям). Что является символом оригами? (Журавлик.) Почему?
Журавли, лебеди. Эти птицы олицетворяют веру, надежду, любовь, верность. Недаром именно они являются основными компонентами двух скульптурных композиций, возведенных в Японии. С созданием этих памятников связаны печальные истории, произошедшие несколько десятилетий назад.
Рассказ о девочке Садако Сасади из Хиросимы.
Родителям и детям предлагается выполнить практические задания.
Задание 1. Смастерите любую поделку в стиле оригами (совместная работа детей и родителей).
После того как поделки выполнены, родители их называют. Далее делается вывод: оказывается, что мы (родители и педагоги) умеем делать только простейшие поделки из бумаги, которые остались в нашей памяти с детства.
Можно предложить родителям жизненную ситуацию и попросить найти из нее выход (смастерить поделку в стиле оригами) :
• поехали на природу в летний жаркий день и забыли головной убор;
• собрались белить потолок, а под рукой нет головного убора;
• решили собрать семена и забыли емкость;
• нужно развеселить ребенка (лодочка, самолетик, лягушка и т. п.) и др.
Задание 2. Смастерить поделки, но одни родители делают поделку по пооперационной карте, а другие по схеме.
- Как вы думаете, в каком случае проще выполнить поделку? (По пооперационной карте.)
- Почему? Какие знания необходимо иметь дошкольнику, чтобы «читать» пооперационную карту?
Задание 3. Совместная игра детей и родителей. Ведущими в этой игре должны быть дети: они будут давать взрослым задания и проверять правильность их решения. (Заранее воспитатель договаривается с детьми о том, изготовлению какой поделки они будут учить своего папу (маму).)
Воспитатель. Оригами поможет вам наладить общение с вашими детьми, подарить незабываемые минуты душевной близости. Любому ребенку понравиться, если вы ему расскажите вот такую необычную сказку.
VI. Заключительный этап собрания
1. Посвящение родителей и детей в оригамисты (вручение шуточных удостоверений).
2. Обмен мнениями о собрании.
Родителям предлагается написать небольшой отзыв (пожелание) о собрании на специально подготовленных листочках в виде журавлика.
3. Чаепитие.
Воспитатель. Существует еще одна знаменитая японская традиция — чайная церемония — тяною. Приглашаем вас испробовать чашечку полезного зеленого чая.
4. Принятие решения собрания.
5. Родителям раздаются памятки «Советы для родителей».
Воспитатель: Логинова Жанна Владимировна