Екатерина Колесник
Конспект НОД по ФЭМП «В поисках радуги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т. ч. предметов) в пределах числового ряда первого десятка.
Задачи:
• продолжать изучать с детьми свойства натурального ряда чисел;
• упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними свойствами объектов;
• закреплять умения считать в пределах семи, пользуясь различными приёмами;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „В поисках радуги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
• развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие);
• способствовать развитию образного и логического мышления, умению делать простейшие умозаключения.
Демонстрационный материал: 7 разноцветных лисов бумаги, рисунок радуги,, аппликация «волк, лиса и рыбы», ножки мухоморов с цифрами.
Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с цифрами (для соединения по точкам, карточки с домиками, шляпки мухоморов с точками.
Структура и ход занятия:
• организационный этап (3-5 минут) – мотивирующее начало занятия;
• основной этап (15-19 минут) – воспитатель поясняет суть упражнений, с которыми дети должны справиться, следит за ходом решения заданий и задач;
• итоговый этап, рефлексия деятельности (3-5 минут) – воспитатель благодарит детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку результатов проделанной работы, рефлексию деятельности и эмоционального состояния.
Организационный этап
Воспитатель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Мы отправимся туда, где начинается радуга. Злой волшебник забрал нашу радугу и теперь нам нужно ее отыскать.
Над землёю коромысло
Разноцветное повисло.
Льются вешние лучи,
В них купаются грачи.
И омытые водою
Долгожданной дождевою
Шепчут радостно луга:
"Здравствуй, радуга-дуга!"
Воспитатель: Ребята, а сколько цветов у радуги»?
Дети: У радуги семь цветов.
Воспитатель: Правильно. Однажды к нам ворвался злой волшебник и украл радугу. Нам нужно отыскать все дуги радуги. А вы хотели бы помочь и собрать все-все дуги радуги? (Ответы детей). Вы готовы? (Ответы детей) Я вижу, что вы готовы к путешествию.
Нужно в путь нам отправляться.
Ума, разума набраться,
Радугу нам отыскать,
Чтоб желанье загадать.
Основной этап
Воспитатель: И для начала нам нужно расставить цифры от 1 (одного) до 5 (пяти) по порядку, начав с самого первого цвета радуги) (Упражнение 1 на соотнесение цифр от 1 до 5; воспитатель вывешивает рисунок на доске, дети отвечают с места).
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и первая дуга радуги. Какого она цвета?
Дети: Дуга красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить)
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
О ком речь? (О бабочке). Чтобы проверить нашу отгадку, давайте соединим точки по порядку и посмотрим, кто получится. (Упражнение 2 на соединение «от точки к точке» под номера 1-10; воспитатель раздает карточки-заготовки, дети работают индивидуально). Перед вами лист бумаги, а на нём точки, каждой соответствует цифра. Надо соединить цифры по порядку. Кто у вас получился?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: А сколько кружочков на крыльях ваших бабочек?
Дети: Шесть кружочков.
Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам вторая дуга! (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)
Воспитатель: Сколько цветов нам с вами уже удалось отыскать?
Дети: Два.
Воспитатель: Правильно, а сколько ещё нужно найти?
Дети: Пять.
Воспитатель: Отправляемся на поиски дальше. На пути нам встретились домики. (Упражнение 3 на закрепление представлений о числовом ряде, умение называть «соседей» числа: последующее и предыдущее число; воспитатель раздает «домики», дети вписывают недостающие числа). Какие цифры здесь спрятались?
Воспитатель: Мы заполнили все домики и можем прикрепить к нашей радуге цветку ещё одну дугу! На этот раз она желтого цвета.
Воспитатель: (Физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё одну дугу радуги. Какого она цвета?
Дети: Зелёного цвета. (Дети крепят дугу на доску)
Воспитатель: Ребята! Озорной ветер перемешал карточки, и в каждый ряд попало по одному лишнему изображению, давайте все вместе отыщем их? (Упражнение 5 – дидактическая игра «Что лишнее?» призвана исследовать процессы образного и логического мышления; воспитатель по очереди показывает карточки, дети отвечают с места). Что лишнее в этом ряду? Почему? (Воспитатель по очереди показывает детям ряды, дети должны найти лишний объект и объяснить почему).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Держите ещё одну дугу радуги!
Воспитатель: Ребята, сколько дуг мы уже нашли?
Дети: Мы нашли пять дуг.
Воспитатель: Сколько ещё нам надо найти?
Дети: Нам надо найти ещё две дуги.
Воспитатель: А сейчас вместе с волком и лисичкой мы с вами отправимся на сказочную рыбалку. (Упражнение 6 на формирование и развитие умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи; воспитатель вывешивает на доске аппликацию, дети крепят к ней рыбок). Посмотрите, волк поймал четыре рыбки, а лиса на одну меньше. Сколько рыбок у лисы? (Три) Поместим в ведерко лисы нужное количество рыбок. Кто из них поймал меньше, а кто больше? (Волк поймал на 1 рыбку больше лисы) Сколько рыбок волк и лиса поймали вместе? (Всего 7 рыбок на двоих)
Воспитатель: А вот и ещё одна дуга приплыла к нам. Какого она цвета?
Дети: Голубого цвета.
Воспитатель: Правильно, как и цвет воды на рыбалке волка с лисой. Дети, сколько дуг для нашей радуги нам ещё не хватает?
Дети: Нам не хватает одной дуги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, озорной ветер разбросал по полянке мухоморы: шляпки отдельно, а ножки отдельно. (Упражнение 7 «Затейливые мухоморы», дети должны посчитать количество точек и найти соответствующую «ножку» с цифрой; воспитатель раздает каждому ребенку шляпку мухомора, дети самостоятельно подбирают к нему нужную ножку с цифрой). Нам нужно оживить мухоморы, возьмите каждый в руки одну красную шляпку, посчитайте количество точек на ней и подберите ножку с цифрой, соответствующей количеству точек на шляпке вашего мухомора.
Воспитатель: Молодцы! Вот и отыскали мы с вами все дуги. (Дети крепят на доску последнюю дугу). Какая наша радуга?
Дети: Красивая, яркая, цветная, разноцветная… (Ответы детей)
Итоговый этап, рефлексия деятельности
Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных дуг нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые встретились нам на пути. В награду за это я приготовила вам сладкое угощение и нам пора подкрепиться после нашего такого волшебного путешествия. Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы!