Юлия Иванова
Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
Иванова Юлия Петровна,
воспитатель МБДОУ № 26 г. Углегорск Сахалинской обл.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
познавательное развитие
(знакомство с русской народной культурой в старшей группе)
Тема: «В гостях у Хозяюшки».
Цель: Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством, семейным укладом.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у Хозяюшки“ в старшей группе» размещена в разделах
Задачи: Обучающие: Дать детям знания, почему Русь называли деревянной. Расширять и углублять представления о быте наших предков.
Развивающие: Развивать и обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора. Продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, прибаутками, загадками. Закрепить умение лепить фигурки птиц из теста.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре. Формировать интерес к русскому народному творчеству.
Интеграция областей: * Познавательное развитие (патриотическое воспитание) *Коммуникация, * Речевое развитие, * Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа: беседы, рассказы о жизни и быте русского народа, семьи; рассматривание иллюстраций, чтение русских народных сказок; рассматривание изделий народно-прикладного творчества; слушание песен, музыки русского народного хора, разучивание русской народной игры «Петушок», «Гори-гори ясно», потешек, закличек, пословиц, прибауток.
Материал: деревянные предметы быта: мебель, посуда, игрушки в разнообразных народных направлениях. Предметы народно-прикладного искусства: Павлопассадские платки, разнообразные вышивки, предметы одежды, салфетки, полотенца в русском народном стиле; тесто для изготовления птиц, аудиозапись русских народных песен: «Дороги России», «Добрые Дела», «Оттепель».
Ожидаемые результаты – дети должны знать:
– Историю своего народа, особенности быта, обычаи гостеприимства, уклада семьи.
– Малые литературные формы по теме.
Дети должны уметь:
– Использовать малые литературные формы (потешки, загадки, пословицы, прибаутки) в играх, быту, общении.
– Оформлять речевое высказывание, используя словарь, накопленный по теме.
– Высказывать суждения по теме, используя личный опыт, впечатления.
– Проявлять активный интерес к истокам русской народной культуры.
Ход:
Группа украшена в виде «русской избы». Звучит песня «Дороги России». У входа в избу детей встречает Хозяюшка – (воспитатель в русском народном костюме).
Хозяюшка – (воспитатель) : Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях – «Для дорого гостя и ворота настежь».
Дети здороваются: «Здравствуйте Хозяюшка, видим, что рады вы нам».
Хозяюшка : – «Хозяин весел – и гости, радостны».
Рассаживайтесь, гости, поудобнее и послушайте, что я расскажу вам интересного.
– Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…»
(звучит в записи русская народная песня).
– А знаете, почему Русь назвали деревянной? (выслушать ответы детей).
– Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называют избами. И всё -то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, посуда, инструменты (показ макета избы).
– На Руси избу украшали и дом прославляли.
– Какие пословицы вы знаете о доме?
Дети: – «Домом жить – не лукошко шить».
– «Домом жить – не развеся уши ходить».
– «Домом жить – обо всём тужить».
– «Без хозяина дом – сирота».
Хозяюшка : – И жили в русской избе дружно.
На златом крыльце сидели
Муж с женою и детишки,
(выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах с куклами, садятся на лавочку) – И коровка, и телёнок
Куры, утки, поросята,
Овцы, кролики, гусята.
Детки с мала до велика,
Вот бабуля, и дедуля
На крыльце сидела вся
Наша дружная семья.
Муж (мальчик) : – Разрешите представиться
Я – хозяин дома, а это красавица – моя жена,
Рукодельница, не бездельница,
Стряпуха – говоруха,
А это детки наши озорные, весёлые, шаловливые.
Жена (девочка) : – Мой муженёк все дела в доме знает и гостей привечает.
Наша изба ровно тепла,
Домом жить – не лукошко шить,
Домом жить – обо всём тужить,
А живём мы своей семьёй дружно,
Ладно да складно.
Вместе: – Мы семья Ивановых.
Хозяюшка : – В семействе Ивановых
Все умны и здоровы,
Ивановы – молодцы –
Едят солёные огурцы.
– А какие хозяева умельцы рукодельные! Из обыкновенного полена народный умелец может, например, вырезать вот такую шкатулку (показ резной шкатулки).
– Как вы думаете, для чего нужна резная шкатулка в доме, в хозяйстве? (высказывания детей).
– Правильно, в шкатулке можно хранить мелкие предметы, украшения, любоваться красивым узором на шкатулке. Это произведение народного искусства.
– Много предметов на Руси делали из дерева: стол, стул, кровать, скамейки, сундук, смастерил столяр. Вырезал деревянную посуду – бондарь, а игрушечник изготавливал – игрушки потехи ради, детям на забаву (показ разных деревянных предметов).
Жена (девочка) : – Наша Хозяюшка в дому
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает
Всех гостей приветливо встречает
Да стол накрывает.
(сервирует стол деревянной посудой).
Хозяюшка : – Посуду на Руси любили деревянную. Народные мастера расписывали яркой росписью и покрывали лаком ( показ предметов деревянной посуды хохломской росписи: миска, чашка. ковш, жбан, солоница, тарели, расписные ложки).
– Отгадайте загадку, о каком предмете идёт речь?
«Сама не ест, а всех кормит?» (Ложка)
– Ложкой не только ели, но и играли, малых деток потешали.
– Выходите ложкари, берите все ложки, поиграем немножко. (Ритмико-дидактическая игра на ложках под пение распевки «Петушок»).
– О каком предмете я вам сейчас загадаю следующую загадку?
«Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком». (Расчёска)
– Вы правильно догадались – это расчёска. В старину этот предмет называли гребнем. Он тоже был деревянный. На что он похож?
– Девица расчёсывала им волосы и приговаривала, чтоб волос рос длинным, шелковистым. (Предложить девочке гребень и причесать куклу в Рус. нар. костюме приговаривая) «Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся».
Хозяюшка : – Вечерами в избе собиралась вся семья. Малые ребятишки играли игрушками деревянными, забавлялись бирюльками, свистульками (показ народных деревянных игрушек).
– Затем детишек укладывали спать и пели им колыбельную.
– Какие колыбельные песенки знаете? (предложить детям покачать куклу и спеть колыбельную).
«Баю, баю, баю-бай…
Ты собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Тёмна ноченька – не спится,
Моя Танечка боится…
Ты, собаченька, не лай,
Мою Таню не пугай».
Хозяюшка : – Женщины на Руси-рукодельницы вечерами ещё и вышивали, ткали ковры, дорожки, да платки расписные (показ вышитых изделий, тканой дорожки, платков расписных).
– С давних времён полюбились людям расписные платки и их использовали по-разному.
– Как можно использовать платок? (ответы детей).
– Правильно, повязать на голову, на шею, накинуть на плечи, завернуть ребёночка, накрыть стол, украсить избу.
– Ещё с платком любили в разные народные игры играть.
– Какие русские народные игры вам знакомы?
(Дети называют «Жмурки», «Передай платочек» и др.)
– Поиграем в игру с платочком? «Гори-гори ясно!»
(Ведущего выбираем считалкой, дети играют 2-3 раза).
Хозяюшка : – Отгадайте-ка ребятки мою следующую загадку:
«Наша барыня-Сударыня
Толста и бела,
Щей да каши наварила,
Пирогов напекла.
Всех к обеду собрала. Что это?» (Печь).
– Какие вы догадливые ребята.
– Ни одна изба на Руси не обходилась без печки. Печь ставили посреди избы. Белили белилами, известью, расписывали узорами. Печь в дому и согревала хозяев, и кормила.
Ребё нок: – «Ой, ты печка – Сударыня,
Помоги нам, барыня!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!».
Хозяюшка : – Издавна на Руси хозяюшки пекли в печи необычные фигурки из теста. С приходом весны любили выпекать фигурки похожие на птичек: жаворонков, куликов, грачиков. В старину такое печенье раздавали детям, и те на восходе солнца влезали на крыши изб, амбаров, бань – закликивать весну. Поднимали сдобных птиц повыше и пели, потом обменивались ими:
«Выходи, народ
Становись у ворот –
Весну закликать,
Зиму провожать!»
– Хотите вместе со мной слепить из теста разных сдобных птичек?
Дет: – Да, хотим!
(По показу взрослого дети из солёного теста лепят фигурки птиц. Под звучание песни «Добрые дела» раскладывают их на противень. По окончании работы противень уносят на кухню для запекания).
Хозяюшка : – Ну вот, и работа сладилась. Сегодня в гостях вы узнали у меня много интересного о том, как на Руси жили поживали, трудились, да малых детушек растили. Теперь можно поплясать да позабавиться – делу время, потехе час. (Все пляшут под русскую народную песню «Оттепель». Дети по желанию продолжают играть в сюжетно-ролевую игру «Семья», «Дом»).
Приложение: Ритмико – дидактическая игра «Петушок».
Дети образуют круг. Идут по кругу с высоким подниманием колен, плавно размахивая руками вверх, вниз приговаривая (пропевая)
Петя, Петя – петушок
Золотой гребешок
Петя по двору пошёл
И горошину нашёл
А горошина упала
Покатилась и пропала.
Ритмично прохлопывают в ладони или отстукивают разными предметами (ложками, кубиками, палочками и т. д.)
Ох, ох, ох, ох,
Где-то вырастет горох
Ох, ох, ох, ох,
Где-то вырастет горох.
Русские народные считалки:
*** Начинается считалка *** Раз, два, три, четыре, пять,
На берегу сидела галка, Мы собрались поиграть,
Две вороны, воробей, К нам сорока прилетела
Три сороки, соловей. И тебе водить велела.
Русская народная игра «Гори – гори ясно!»
Дети образуют круг. Ведущий с платочком в руках стоит за кругом. Двигаются противоходом (дети в правую сторону, ведущий в левую). Все поют:
Гори – гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Все останавливаются. Ведущий протягивает руку с платочком между двумя детьми. Они становятся спиной друг к другу. Все говорят считалку:
Раз-два, не воронь,
Беги как огонь.
Дети, стоящие друг к другу спиной, обегают круг с разных сторон. Кто прибежит первым, выхватывает платок из руки ведущего и становится новым водящим.