Екатерина Подопригор
«В гостях у Хозяйки Медной горы». старшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
На доске Хозяйка Медной горы :.
- Кто к нам пришел, вы узнали ее? Хозяйка медной горы.
-Да, правильно.
- Хозяйка Медной горы. А кто из вас знает, как ее ещё называют?
Ответы детей: Каменной девой; Малахитницей, повелительницей ящериц.
- Совершенно верно ребята.
- А прибыла она к вам с Уральских гор, и сейчас прочитаю вам про неестихотворение, а вы слушайте внимательно. :
В краю чудес – живых камней
Легенда ожила,
Богатства недр до наших дней
От смерти сберегла.
Хозяйкой медной назвалась
Публикация «„В гостях у Хозяйки Медной горы“, старшая группа,» размещена в разделах
Горы и в ней живёт,
С горами вместе родилась,
С горами и умрёт.
Веками здесь своё добро
И золото хранит,
Рубин, алмазы, серебро,
Сапфир и малахит.
Сверкает дивною красой
Огонь в её глазах,
Змеится дерзко за спиной
Тяжёлая коса.
-Что вы поняли из услышанного? Где же она живет?
-Да, ее всегда видели именно здесь, на уральских горах.
-Предлагаю подойти всем поближе к карте и рассмотреть где же расположены уральские горы
- Как вы думаете где расположены уральские горы? Покажите мне их?
-И каком направлении вытянуты Уральские горы?
-Наши горы раскинулись с севера на юг: от берегов Северного Ледовитого океана на юг на тысячи километров. (показ указкой на карте расположение Уральских гор.)
Что значит, перепоясывает, как вы понимаете это слово? Объясните.
- Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. Что значит, перепоясывает.
-Предлагаю закрыть глаза всем. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.
-А сейчас предлагаю вам ребята посмотреть владения Хозяйка Медной горы.
-Проходите все за мной, вот и в ее владениях – уральском поясе богатств не сосчитать.
-Каких только камней самоцветов у нее нет. Давайте вместе их и рассмотрим.
Хозяйка горы приглашает детей на выставку камней. Назовите названия камней которые вам уже известны.
Ребята, назовите, какими камнями самоцветами богат наш Урал.
Показ в книги : Селенит, малахит, пирит, агат, алмаз, кварц и т. д.
-Полюбуйтесь какие богатства есть у Хозяйка Медной горы. Рассматривание книги.
Но сначала немного отдохнем:
Вход в пещеру мы нашли Дети идут простым шагом.
И как ящерки ползли. Двигаются вприсядку, разводят
Вы ползли руками в стороны.
И мы ползли,
Вход в пещеру мы нашли.
По пещере мы идём Идут простым шагом.
И по камушку найдём. Приседают, поднимают
Вот один, «воображаемый» камушек правой рукой.
Вот другой, поднимают левой рукой.
Потанцуем мы с тобой
-Садимся за стол и продолжаем работу.
С одной из своих коллекций я хочу вас сегодня познакомить. Вы не против?
- А может кто-то сумеет сам на ощупь определить что - там?
Главное условие: не доставать предмет, не называть его, а описать.
Остальные ребята по описанию отгадают с коллекцией чего, я вас хочу познакомить.
Всуньте руки в рукава и обследуйте предмет, но не называйте его.
Расскажите, о нё м: (по схеме на доске, схема нашего рассказа будет у вас перед глазами.
1. он твердый или мягкий,
2. тяжёлый или легкий,
3. холодный или теплый,
4. какая у него поверхность?
- Что там? (камни)
- Так с коллекцией чего вас я хочу познакомить? (с коллекцией камней)
- Полюбуйтесь – это богатство наших Уральских гор.
-Люди настоящие мастера каменного дела научились видеть особенности камня, его красоту и сумели найти камню свое предназначение.
- Попробуем быть мастерами каменных дел?
- А сейчас выберите понравившийся вам камень из коллекции и попробуйте узнать о нем как можно больше.
-Рассмотрите его ребята поближе наши камни потрогайте, погладьте.
- Можете использовать лупу, расскажите, что видите (трещины, узоры, кристаллики)
- А по твердости, они какие? (твердые)
- Собирая свою коллекцию, я узнала, что не все камни одинаково твёрдые…
- Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)
- Итак: изучив внимательно камень и рассмотрев его со всех сторон, что ты узнал нового? (он светлый, блестящий, твёрдый)
- Собирая коллекцию я нового узнала например,, что этот камень называется Ангидрит, вот какое сложное название, а в народе его называют Ледяной гипс.
- Родонит – «орлиный камень» на Руси считалось, что если положить кусочек родонита в колыбель ребёнка, он вырастит здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл.
- Яшма – «пёстрый», этот камень бывает разных цветов, зелёного, белого, коричневого цвета. На Урале камень-яшма всегда считался символом верной дружбы.
- Малахит – называют русским камнем.
- Змеевик – как ты думаешь, почему его так назвали? (он своей окраской похож на змею)
- Все камни разные они отличаются по цвету, форме, величине и даже по твердости. Вот, какую красоту создала природа нашего края. И мы сегодня могли ей любоваться вместе с Хозяйкой медной горы.
- Камни мы рассматривали и изучали для чего? (чтобы стать мастерами каменного дела)
-Для чего мастера использовали красоту и особенности камня в своих работах?
- Что можно сделать из камня который вы в
выбрали себе сегодня?
- Наша земля славится своими мастерами по камню, и я приглашаю вас полюбоваться изделиями наших уральских мастеров, а коллекция поможет нам узнать, из какого камня они сделаны.
- Не забывайте правила поведения на выставке (схема на доске)
- Кто помнит правила поведения на выставке? (встать так, чтобы всем было видно, не толкаться, изделия рассматриваем глазами)
- Одни мастера из камня изготавливали различные фигурки, какой камень они для этого использовали? (мягкий селенит)
- Другие красоту камня использовали в украшениях (бусы)
- Что на выставке сделано из малахита? (шкатулка)
- Есть мастера, которые использовали яркие цвета камня и создали прекрасные картины.
- Для чего люди изготавливают все это?
- Это всё работа мастеров, а камни из коллекции - это богатство Уральской земли.
-Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго.