марина швецова
«В гостях у доктора Ромашкина». Конспект занятия по основам безопасности и жизнедеятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по основам безопасности жизнедеятельности. (Старшая группа)
«В гостях у доктора Ромашкина»
Цель: воспитать у детей заботливое отношение к своему здоровью через систему знаний о лекарственных растениях.
Развивающие задачи:
- обобщение знаний воспитанников о разнообразии живых организмов в природе.
- развитие творческого воображения с помощью ТРИЗА.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви к природе своего родного края;
Публикация «„В гостях у доктора Ромашкина“, Конспект занятия по основам безопасности и жизнедеятельности детей» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ромашка. Конспекты занятий
- Темочки
- усиление эмоционального восприятия природы через музыку и ИЗО;
- воспитание умения работать в команде.
Речевая задача:
- расширение словарного запаса.
Материалы к занятию :
- магнитные карточки с изображением лекарственных растений: крапива, зверобой, одуванчик, подорожник, ромашка;
- на подносе магнитные картинки с изображением одуванчика, подорожника и ромашки, разрезанные на отдельные части растений: корень, стебель с листьями и цвет;
- для игры «Помоги больному», три картинки на которых нарисованы дети с разными заболеваниями: - простуда, ангина, порез пальца;
- магнитная доска;
- засушенные лекарственные травы, варенье, ягоды клюквы;
- альбомные листы на каждого ребенка, фломастеры;
- кукла – Доктор Ромашкин (кукольный театр) или взрослый в костюме Доктора;
- мультимедийный экран, запись «Шум леса» и «Пение птиц».
Организация обстановки: в группе на экране – изображение леса, на полу цветы, сервированные столы – кафе «Медуница».
Предварительная работа:
- чтение сказки В. Синявского «Зеленая аптека»,
- разучивание пословиц и поговорок о лесе.
Помощь родителей: беседа в домашних условиях о лекарственных травах, помощь в организации и подготовке занятия (сушеные лекарственные травы, варенье, клюква).
1часть. Организационный момент. (Звучит запись шума леса) Дети заходят в группу и видят на экране картинку леса.
- Ребята, представьте себе что мы с вами оказались в чудесном, волшебном лесу. Посмотрите как много деревьев, а сколько здесь цветов, от этой красоты нам стало весело и даже птицы это почувствовали и весело запели.
(Звучит запись пения птиц).
- Здесь в зарослях лесных
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
(Дети гуляют по «лесу»)
2 часть. Мотивация.
- А почему мы дружим с лесом и зачем лес нужен людям? Ответы детей.
(В лесу чистый воздух, очень красиво, там живут разные звери, птицы, растут ягоды, грибы)
- Какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете? Ответы детей :
"Не высок лесок, а от ветра защита. "
"Срубил дерево, посади два. "
"Больше леса, больше снега. "
- А я тоже знаю поговорки о лесе:
«Зеленое царство – лучшее лекарство»
«Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку»
- Почему так говорят? Рассуждения детей.
(В лесу растет много растений которые помогают от многих болезней).
- Из-за нашей непостоянной погоды, мы часто простываем и болеем.
А что нужно делать чтобы не болеть? (Делать зарядку, закаляться)
Воспитатель обращает внимание детей на указатель с надписью:
Кафе «Медуница».
- Оказывается, здесь недалеко, на лесной полянке, открылось кафе «Медуница», хотите туда отправиться? Ответы детей.
3 часть. Актуализация занятия. Основной этап.
По дороге в кафе детям встречаются растения: крапива, зверобой. Дети называют растения и рассказывают, что они о них знают. Рассказ детей, о названных растениях, дополняет воспитатель. (см. приложение №1)
Звучит спокойная музыка, детей встречает доктор Ромашкин.
- Погода расквасилась просто беда
На небе вода под ногами вода,
Но доктор Ромашкин на помощь спешит.
Я умные книги всю жизнь изучал
И разные травы для вас собирал.
Приду и скажу вам: «Дружок не скучай,
А выпей целебный, душевный мой чай!».
(Дети разглядывают развешенные сушеные травы, трогают их, пробуют их на запах).
Игра «Угадай на вкус».
(Доктор Ромашкин просит детей закрыть глаза и дает попробовать по одной ягоде клюкве и отгадать ее название).
Дети с закрытыми глазами пробуют ягоду на вкус и стараются отгадать ее
название (Клюква)
- Правильно, это клюква. Из неё я варю очень вкусный и полезный морс.
(Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску с растениями одуванчика, подорожника и ромашки.)
- Кто может назвать эти растения? (Дети называют растения)
-Давайте спросим доктора Ромашкина, чем они полезны?
Доктор Ромашкин предлагает детям занять места за столами и рассказывает о лечебных свойствах одуванчика, подорожника и ромашки.
(см. приложение №2)
-Спасибо, доктор, было очень интересно, ребята много узнали о лекарственных травах, и теперь справятся с любым недугом.
Игра «Помоги больному»
Воспитатель предлагает детям разделиться на три команды, каждой команде дается картинка с изображением больного.
- Вы должны по картинкам узнать, что у кого болит и подобрать, необходимую для лечения, траву.
(Дети выполняют задание, разделившись на три команды.)
-Молодцы, ребята! Все справились с заданием.
С вашей помощью эти дети быстро поправятся и снова станут здоровыми.
4часть. Практическое задание «Подарок Доктору Ромашкину».
- Ребята, а давайте придумаем такое растение, чтобы оно помогало сразу от многих болезней! Дети соглашаются.
- Вспомните, у какого растения лечебный корень? (Одуванчик)
- А что возьмем у подорожника? (Листья)
- А у ромашки? (Цвет)
Дети отвечают на вопросы и выставляют на фланелеграфе: корень одуванчика, к нему подставляют листья подорожника и цвет ромашки.
- А название можно составить из первых слогов целебных частей растений:
КО, ЛИ, ЦВЕТ.
Получилось: КОЛИЦВЕТ!
Дети повторяют название нового растения.
Доктор Ромашкин просит детей нарисовать новое растение и подарить ему для его лесной аптеки.
Дети зарисовывают новое растение и дарят свои рисунки доктору Ромашкину.
(Пока дети рисуют, доктор вместе с воспитателем, заваривают травяной чай.)
5ч. Подведение итогов.
Доктор Ромашкин : - Спасибо, ребята! Я приготовил вам травяной чай с вареньем из земляники, угощайтесь на здоровье! Желаю вам поменьше болеть, а если все-таки простудились, используйте для лечения лекарственные травы, ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье!
Дети пьют чай с вареньем, благодарят доктора Ромашкина и возвращаются в группу.
Приложение№1.
«Подружись с крапивой» - людям есть за что благодарить крапиву, оказывается из неё можно приготовить великолепные, вкусные щи, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Но все-таки важнее другое: «Берем сырую крапиву, толчем её и прикладываем к любым ранам, она вычистит и заживит…» - так писали русские врачи, а еще крапива очень хорошо останавливает кровь.
«Зверобой» - растение с желтыми «кисточками». Это растение заваривают как чай и пьют при простудах.
Почему это растение называют «зверобой»? Потому что людей это растение лечит, а зверя может убить и поэтому они его обходят стороной.
Приложение№2
«Из жизни одуванчика» - одуванчик растет везде; на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге, на равнинах и в горах. Неудивительно, что вся земля – дом одуванчика. Это лекарственное растение. Его применяли от разных болезней еще в древности. Сейчас в основном используют корни растения, делают настой и пьют для улучшения аппетита и при болях в желудке.
А пробовали ли вы мед, сваренный из золотых соцветий одуванчика? Очень вкусно!
«Зеленый путешественник» - «…Иду вдоль лесной опушки по желтой пыльной дороге, солнце печет, и над луговыми травами гудят шмели. Жарко. Душно. Но смотрю вниз и вижу; бодро поднял подорожник свое соцветие похожее на хлыстик. Иду дальше и снова вижу: подорожник тут рядом, как будто шагает вместе со мной, смотрю вперед, вдоль дороги целая вереница зеленых путешественников.
Люди давно знают и ценят это растение, потому что подорожник способен заживлять любые раны.
«Ромашка» - это лекарственное растение, в медицине используют аптечную ромашку, она не похожа на садовую, у неё длинный голый и сильно ветвистый стебель с листьями похожими на перья. Сухие цветы ромашки заваривают как чай и пьют при простудах и болезни горла.