Анна Храпова
Конспект интегрированной деятельности по развитию речи «В гости к осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к осени» конспект интегрированной деятельности
по развитию речи
Цель:
* Организовать образовательную деятельность, направленную на систематизацию знаний об осени, осенних изменениях в природе.
* Создать условия для развития у детей умения давать на вопросы полный ответ.
* Воспитывать интерес и любовь к художественному слову С. Есенина.
Задачи:
* Организовать уточнение признаков осени.
Публикация «Конспект интегрированной деятельности по развитию речи „В гости к осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
* Развивать способность отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционный метод рисования (рисунок осеннего дерева губкой-штампом)
* Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к природе родного края, к известным людям рязанского края
Оборудование:
* Проектор, магнитофон
* Аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь» (2 мин.)
* Видеоряд: С. Есенин «Отговорила роща золотая» читает С. Безруков (1:39)
* Картины : «Золотая осень» Г. Янулевич, «Осень. Октябрь» И. Левитан, «Поздняя осень» А. Саврасов.
* Альбомный лист с контуром ствола дерева, палитра с красками, кисти, губки-штампы, образец рисунка осеннего дерева.
* Картинки для дидактической игры «С какого дерева листок», «Найди пару» (птицы)
* Рисунок дерева без листьев для рефлексивного этапа.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С. Есенина, разучивание «Нивы сжаты, рощи голы» (один ребенок); рассматривание репродукций художников М. Козелла, С. Осипова, И. Левитана, А. Саврасова;прослушивание музыкальных произведений на стихотворения С. А. Есенина «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая»
1. Мотивационный этап.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это (осень)
- Вот и наступила осень, любимое время художников и поэтов. На их картинах
и в стихах мы можем увидеть и разноцветные опадающие листья, и хмурое
небо, и летающие паутинки, и сбор урожая, и отлет птиц в теплые края.
2. Ориентировочный этап.
- Давайте полюбуемся осенними пейзажами художников («Золотая осень» Г. Янулевич, «Осень. Октябрь» И. Левитан, «Поздняя осень» А. Саврасов)
- Что общего на этих картинах? (на каждой картине осень)
- Чем отличаются? (в картинах разное настроение, три периода осени)
- Рассмотрим картину, на которой изображена ранняя осень «Золотая осень» Г. Янулевич
- Докажите, что это начало осени (солнце высоко, светит ярко; листья желтеют, небо прозрачное голубое)
- Да, это первый период осени называется ранняя осень. Первым признаком прихода осени является листопад. Послушайте, как писал об этом явлении наш земляк, поэт С. Есенин «Закружилась листва золотая» (отрывок)
- Скажите, что происходит в животном мире в этот период? (звери утепляют свои норы, готовят запасы на зиму, перелетные птицы собираются в стаи, насекомые прячутся)
- Чем занимаются люди? (собирают урожай, грибы, дети идут в школу)
- Осенний листопад не просто красивое явление, но и весьма важное для жизни леса: опавшие листья являются своеобразным одеялом для корней деревьев, а также питательной средой для других растений.
- Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок»
1,2,3,4,5,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(Н. Нищеева)
Дети делятся на 3 группы, каждой дается задание собрать определенный
вид листочков (береза, рябина, дуб) и отнести их к соответствующему дереву.
- Обратимся к картине, автором которой является И. Левитан «Осень. Октябрь»
- Какое настроение у этой картины? (грустные нотки: мрачное небо, тяжелые облака, полуголые деревья, все замерло в ожидании холодов)
- Послушайте стихотворение, которое написал поэт С. Есенин «Отговорила роща золотая» читает С. Безруков (Видеоряд: 1:39)
- О какой примете осени говорится в этом стихотворении? (отлет птиц в теплые края)
- А почему улетают птицы (насекомые пропали, нет корма)
- Как называют птиц, которые улетают? (перелетные)
- Приведите примеры перелетных птиц (утка, ласточка, кукушка, соловей, пеночка, лебедь, аист)
- А какие птицы остаются? (те, которые питаются семенами)
- Как они называются? (зимующие)
- Приведите примеры зимующих птиц (воробей, голубь, сорока, клест, сова)
- Я знаю такую игру, которая называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу, выберите себе шапочку. Под музыку вы «летаете» по «лесу», когда музыка заканчивается, каждый из вас ищет себе пару, такую же птицу, как и у вас.
- Молодцы, а сейчас проверим, правильные ли пары у вас получились.
- А какие перемены в природе нам подсказывают, что наступила поздняя осень? (деревья голые, улетели птицы, по утрам заморозки, снег утром выпадает, а днем тает)
- Рассмотрим картину, автором которой является А. Саврасов «Поздняя осень»
- Какое настроение у этой картины? (грустное, природа притихла в ожидание зимы)
- Послушайте стихотворение нашего земляка С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы (читает ребенок)
- Какое настроение у стихотворения? (природа ожидает изменения, до начала зимы совсем немного)
- А какая осень нравится именно вам? (выслушиваются ответы детей)
3. Исполнительский этап.
- Давайте сохраним это настроение в рисунке. Будем рисовать раннюю золотую осень, радоваться ее краскам. Для работы нам понадобится: альбомный лист с контуром ствола дерева, палитра с красками, кисти, губки-штампы. С помощью штампов и краски разных цветов мы создадим осеннее дерево.
- А прежде чем начать поиграем в пальчиковую игру:
«Листья осенние»
Листья осенние тихо кружатся,
(плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
(плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
(трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем).
Дети выполняют работу. Выставка работ.
4. Рефлексивный этап.
- Вот и закончилось наша экскурсия в осенний лес.
- О каком времени мы говорили?
- Назовите периоды осени, месяцы осени.
- Что вам больше всего понравилось?
- Если вам понравилась наша экскурсия, то повесьте на дерево желтый листок, если не понравилась, то коричневый