Ольга Валентиновна Родионова
«В гости к осеннему лесу» (игра-путешествие)
▼ Скачать +Заказ
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года.
2. Познакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (ежи, медведи, зайцы и др.)
3. Закрепить правила поведения в лесу.
4. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям
Публикация «„В гости к осеннему лесу“ (игра-путешествие)» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Игры, дидактические пособия
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Планируемые результаты: Дети с интересом участвуют в проведении занятия, знают об осенних изменениях в природе, о жизни животных осенью. Умеют правильно вести себя в лесу.
Целевые ориентиры. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Материалы и оборудование
1. Разноцветные листья для «Осеннего ковра» и сюрпризного момента «Листопад».
2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».
3. Письмо от лесных жителей.
4. Макеты деревьев (клён, берёза, дуб).
5. Ежинка.
6. Спортивный инвентарь, ткань синего цвета (1м-2,5м).
7. Угощение от Осени (корзина с печеньем в виде грибочков и орешков).
Предварительная работа
1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).
2. Работа с календарём природы.
3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
4. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.
5. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.
6. Беседы о перелётных и зимующих птицах.
7. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Детки и ветки», «Угадай дерево по описанию».
8. Составление гербария.
9. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).
Содержание занятия
Зал украшен в виде лесной поляны. Дети сидят на стульях.
Педагог. Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный, солнечный осенний день. Так и хочется пойти погулять, прошуршать осенними листьями. Вы со мной согласны? Я очень рада, что нас сегодня приглашают в гости. А вот кто, попробуйте догадаться…
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку брусникой,
Катю – костяникой,
Машеньку – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Настеньку – малинкой,
Полину – земляникой.
Так кто этот богатырь? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?
(Это место где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые). А кого мы можем увидеть в осеннем лесу, я вам сейчас подскажу. Прослушайте и запомните ряд слов: медведь, корова, белка, заяц, лиса, кошка.
– Что общего во всех словах?
– Кто лишний в этом ряду?
- Гуляя по лесу, мы узнаем, что делают сейчас лесные животные. Как изменилась природа.
-Какое сейчас время года?
-Мы пойдём в осенний лес.
-Ребята, какие признаки осени вы знаете? (карточки из календаря природы)
(Постепенно становится холодно и люди одевают тёплую одежду, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц).
Педагог. Молодцы! Всё правильно вы ответили. Осень – очень красивое время года! Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые!
II. Основная часть.
1-й ребёнок.
- До свиданья лес и луг,
Мы летим на тёплый юг!
2-й ребёнок.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
3-й ребёнок.
Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд,
Снял зелёный, мерит новый –
Красный, жёлтый и лиловый.
Педагог.
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели
И по ветру полетели…
Зашуршали по кустам…
Видно их и тут, и там.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
(На ковёр).
А что это такое Листопад?
(Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают).
Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад!
(Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо).
Педагог.
Посмотрите – письмо. Адрес верен: Детский сад с. Братовщина, ребятам.
Адрес отправителя: Лес, звери и птицы.
Давайте прочитаем, что же они нам пишут.
(Читают письмо от зверей)
«Дорогие дети, жители леса просят вас помочь найти Ежинку, а то скоро наступит зима».
Ребята нужно срочно отправляться в путь. Ежинке нужно помочь, а то она не успеет приготовить себе место для зимовки.
В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти!
Друг за другом становитесь.
По дорожкам, по тропинкам, в лес пойдём.
Может быть, в лесу осеннем мы кого-нибудь найдём.
Дорога в лес нам предстоит трудной, будет много препятствий. Посмотрите, путь преграждают пеньки, их нужно обходить. (Движение змейкой между конусами)
Дальше я вижу широкий ручей, его нужно перепрыгнуть, не замочив ноги. (Прыжок с места на двух ногах через макет ручья)
Затем я вижу дерево, перекинутое через глубокий овраг, по нему пойдём осторожно, удерживая равновесие, чтобы не упасть вниз. (Движение по верёвке, удерживая равновесие)
А вот и лес, но ветки деревьев расположены так низко, что нам нужно пройти полуприседью чтобы не задеть их.
Дети выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль за выполнением движений. Дети садятся на бревно.
Вот мы в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса.
В записи звучит взволнованный голос Ежинки.
Ежинка.
Ау! Спасите, помогите,
В зеленый лес меня верните!
Не хочу сидеть в корзине,
Пить парного молока,
Мне в неволе на чужбине,
Жизнь покажется горька!
В зал заходит Андрей. В руках у него корзина с Ежинкой (игрушка). Андрей хочет разжечь костёр, берёт поленья, бумагу. Мальчик его останавливает.
Мальчик.
Ты что, совсем не знаешь правил?
Тебя мы штраф платить заставим!
Андрей.
Что за дела, какой-то штраф?
Я не пойму тебя никак!
Девочка.
Да, видно, плохо ты воспитан?
Таких простых вещей не знал!
Тебе поможет поучиться
«Экологический устав».
Пожар в лесу ведь мог случиться,
Вот что в уставе говорится!
1-й ребенок.
Огонь — враг леса, он хитер!
Не разводи в лесу костер!
2-й ребенок.
Не обижай в лесу зверей,
Ежинку отпусти скорей!
3-й ребенок.
Вести себя достойно просим,
В лесу, запомни, мы лишь гости!
Андрей.
Ну вот еще, как бы не так,
Учить меня тут будет всяк!
В записи звучит взволнованный голос Ежинки.
Ежинка.
Спасите, помогите.
Педагог. Ежинка, она здесь,
Тебя нашли мы наконец!
(Достаем из корзины Ежинку (игрушку, отпускаем на волю). Иди ищи себе уютное местечко для зимовки.
Андрей.
Забирайте, мне не жалко!
Я себе еще найду,
Взял ее я для подарка,
К другу в гости я иду!
Педагог.
Ты, Андрей, такой упрямый,
Нам с тобой не сладить прямо!
(Андрей скачет по траве, машет руками, хулиганит.)
Педагог.
Вот видишь, что ты натворил!
В лесу где хочешь ты ходил!
Опять не знаешь, право. Ты одно простое правило!
1-й ребенок.
Не рви цветы и не топчи траву,
Не обрывай с кустов листву,
Не мни зеленую былинку,
В лесу ходи лишь по тропинке!
Педагог.
Кого я вижу? Муравьёв! Что случилось, муравьишки, Как делишки, как детишки?
Муравей.
Старым стал наш отчий дом,
Еле выбрались, с трудом!
Наступил на дом медведь,
Рухнул домик, где нам жить?
Кто поможет муравью
Защитить его семью?
Да ещё зима ведь скоро
Андрей.
Поправимо ваше дело,
Быстро я возьмусь за дело!
Чтобы прочным был ваш дом.
Нужен крепкий вам забор!
Андрей с муравьями под русскую народную мелодию «Из-под дуба» чинит муравейник.
Муравей.
Домик наш готов, спасибо,
Стал он крепким и красивым!
Педагог. Вот так Андрей! Ай да молодец!
Девочка. Ты сделал доброе дело,
Тебя мы в команду берем свою смело!
Педагог.
Ты правило выполнил очень простое,
А дети тебе его просто напомнят.
Ребенок.
Муравьиный дом — в глуши,
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди!
Педагог.
Много жалоб накопилось
У природы на людей
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок. И правила поведения в лесу должны все знать. Давайте их повторим.
(слайды с запрещающими знаками «Что нельзя делать в лесу». Дети рассказывают по слайдам как нельзя вести себя в лесу.)
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Мы спасли Ежинку. А успеет ли она приготовиться к зиме? И как другие звери готовятся к зиме?
Педагог показывает слайды с дикими животными.
Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Отгадывание загадок.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это… (Еж).
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)
Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)
Что за беленький клубочек
Под кустом на землю лег? (Заяц.)
Первый снег прилег на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке рыжей
Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)
В конце занятия педагог задаёт детям вопросы.
Что помогло нам помочь Ежинке? Зачем мы это сделали? Что вы расскажите родителям о нашем путешествии? Какое задание больше всего понравилось? Важно, ли то, что вы сегодня узнали?
Похвалить конкретных детей за работу на занятии.
Звучит музыка. Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков.
Осень : Здравствуйте, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме! Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы – мои дары : грибы и орешки. (Печенья)
Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!
До скорой новой встречи в лесу, ребята!
(Осень уходит)
Педагог. До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания, Лес!