Ольга Сутягина
Конспект занятия «В гости к осенней природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углублять представление детей о сезонных изменениях в природе
Задачи:
1. Обобщать и систематизировать знания дошкольников о жизни растений осенью.
2. Закрепить знания о строении, внешнем виде деревьев и кустарников.
3. Обогащать знания детей видеть изменения в неживой природе.
4. Формировать умения видеть красоту осенней природы, желание любоваться ею.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, мяч, магнитофон, аудиозапись
Публикация «Конспект занятия „В гости к осенней природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
П. И. Чайковский "Времена года" Осень, листья для раскрашивания, осенний букет из листьев, семена деревьев, цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Звучит музыка П. И. Чайковский "Времена года" Осень.
Воспитатель загадывает загадку:
«Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен.
Потому, что
Я –… (Осень)
- Как, вы догадались? (собирают урожай, птицы улетают, деревья раздеваются)
-Молодцы, правильно. Сегодня мы с вами отправляемся в гости к природе осенью. (Слайд 1). Сейчас какое время года? (Осень) (Слайд 2)
- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) (Слайд 3)
- Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей). Ранняя осень. (Слайд 4)
- Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют? (Листопадом)
- Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит. В России осень всегда была порой, которую воспевали художники, писали, поэты, композиторы. Золотая осень. (Слайд 5)
-Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? («Ворота зимы», «предзимник»). Поздняя осень. (Слайд 6)
Таким образом, у нас три осени : ранняя, золотая и поздняя. (Слайд 7)
Динамическая пауза:
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Жёлтые. Красные листья,
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси грачи. Журавли.
Вот уж последняя стая,
Крыльями машут вдали.
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят.
Кружат по дорожке
Падают под ножки. (Слайд 8)
2. Основная часть.
- Ребята давайте с вами вспомним, что же происходит осенью в живой и неживой природе?
(Основное изменение в неживой природе – похолодание).
- Осенью дни становятся короче (Слайд 9, а ночи — длиннее (Слайд 10). После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.
Желтеет и вянет трава. (Слайд 11). Только кое-где цветёт ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще в небе появляются темные тучи (Слайд 12, идет мелкий моросящий дождь (Слайд 13). В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман. (Слайд 14)
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в дидактическую игру «Подбери слова». Вам нужно встать в круг, я вам буду бросать мяч, а вы должны закончить фразу.
Моросит (дождь).
Дует. (ветер).
Вянет (трава).
Желтеют. (листья).
Опадают (листья).
Льет (дождь).
Улетают (птицы).
Созревают (овощи, фрукты).
Собирают (урожай). (Слайд 15)
- С приходом осени листья растений меняют окраску. (Слайд 16). Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена (Слайд 17, березы (Слайд 18, осины (Слайд 19). Краснеют листья рябины, вишни (Слайд 20, черемухи (Слайд 21). Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается листопад (Слайд 22). Почему в природе происходит листопад? (Ответы детей).
- С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
Предлагаю поиграть в игру «С какого дерева лист?»
Всем детям предлагаю из осеннего букета выбрать по – одному листочку, назвать с какого дерева этот листочек, положить рядом с картинкой этого дерева.
Игра «Узнай дерево по семенам»
Вношу в группу коробку из бересты. Предлагаю детям рассмотреть набор семян и плодов (рябина, дуб, сосна, ель, клён, береза, карагач, каштан, липа). Дети угадывают названия деревьев и раскладывают плоды и семена рядом с картинками.
3. Заключительная часть.
- Осень – прекрасная пора. Она разноцветная, разнообразная. Сначала пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю, устилая ее шуршащим ковром (Слайд 23). Но к сожалению, наша беседа подошла к концу.
- Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей)
- Осень очень рада, что вы побывали в гостях у неё и приготовила вам небольшой подарочек – это листья, которые вам нужно будет раскрасить.
Изобразительная деятельность «Осенние листочки».
Спасибо за внимание.