Eкатерина Eськова
Конспект занятия «В гости к чукотским косторезам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Пчёлка» станицы Пшехской МО Белореченский район
«В ГОСТИ К ЧУКОТСКИМ КОСТОРЕЗАМ»
Автор работы:
Еськова Е. О.
– старший воспитатель.
Ст. Пшехская
Пояснительная записка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чукотский автономный округ, Чукотка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру того общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Сегодня огромное значение уделяется воспитанию детей как гражданина своей страны, а этого нельзя достичь, если не научить ребёнка любить свою «малую» Родину, тот край, где он живёт. Воспитатель, используя региональную тематику, должен так построить процесс обучения и воспитания, чтобы ребёнок в доступной и игровой форме познакомился с многообразной жизнью Магаданской области и Чукотки. Формирование личности ребёнка в рамках регионального компонента выступает как важнейший результат его успешного воспитания и обучения в условиях Крайнего Севера-Востока страны.
Предложенное мероприятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Форма проведения: путешествие – экскурсия. (с использованием ИКТ)
Время проведения: 25-30 минут.
Цель: познакомить детей с искусством народов Крайнего Севера-Востока страны, имеющим большую художественную ценность.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей, давая сведения о культуре народов Крайнего Севера.
2. Формировать эстетическое восприятие произведений искусства мастеров Чукотки.
3. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.
Оборудование: ширма, макет яранги, шапочки-рога по количеству детей, музыка к песне «Увезу тебя я в тундру», женский костюм народов Севера, презентация-путешествие «Крайний Северо-Восток», «Художники-гравёры»,
аномалистические скульптуры из кости и клыка моржа, низкий столик, мультимедийный проектор, мяч кэпыль.
Методы и приё мы:
1. Подвижная игра «Лов рыбы» с элементами театрализации.
2. Игровая ситуация.
3. Путешествие-экскурсия.
4. Беседа.
5. Дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура».
Ход:
Зал украшен репродукциями с изображением природы, животного мира Северо-Востока России. В зале за ширмой стоит яранга.
Дети входят в музыкальный зал. Становятся полукругом лицом к воспитателю.
Воспитатель: К нам недавно в сад пришло
Приглашение одно.
Спросите Вы: «Где нас ждут?»
- Там, где любят игры, труд.
Там олени и снега.
Просто не дойти туда.
Нужно в самолёт нам сесть,
На Чукотку полететь.
К самолёту, к самолёту, к самолёту мы идём.
В самолёт мы сели,
Все дружно полетели.
У-у-у-у-у, на Чукотку я лечу.
Дети бегут на носках по залу, руки в стороны. Останавливаются, «выходят из самолёта».
Воспитатель: Мы прилетели с вами на Чукотку. На этой красивой земле живут народы Севера: чукчи, эскимосы, эвены. Ребята, а вы знаете, на чём люди ездят по тундре?
Дети: На оленях, запряжённых в нарты.
Воспитатель: Водить оленей трудно,
Как в океане судно…
Давайте постараемся
И в дальний путь отправимся.
Воспитатель раздаёт шапочки-рога, дети надевают их и имитируют бег оленя (руки перед грудью, кисти вниз, бег с высоко поднятыми коленями). Звучит фонограмма песни «Увезу тебя я в тундру».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда привезли нас олени!
Дети, рассматривая зал видят макет яранги. К ним выходит бабушка Ильней.
Воспитатель: Здравствуй, бабушка Ильней!
Бабушка Ильней: Етти!
Здравствуйте, мои милые детишки,
Ребятишки-шалунишки!
Вас всех в гости я ждала
И подарок припасла.
Дети: Бабушка Ильней, а что Вы нам расскажете, и где мы побываем?
Бабушка Ильней: а расскажу я Вам, ребятушки, про удивительную и замечательную землю, которая называется Чукотка.
Бабушка Ильней предлагает присесть детям на «оленье шкуры» и начинает свой рассказ-экскурсию с использованием презентации. Последний слайд изображает охоту на морского зверя.
- в морях водится разный морской зверь: киты, моржи, котики, нерпы. С древних времён охотники добывали их для того, чтобы выжить в суровых северных условиях. Народы Севера не только использовали мясо и жир в пищу, но и шкур шили обувь, одежду.
-Ребята, а вы хотите сами половить рыбу? Давайте с Вами поиграем.
Проводится чукотская игра «Лов рыбы».
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВ РЫБЫ»
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты.
Игровые правила: дети стоят по кругу. В центре «рыбак» держит скакалку – удочку и крутит по полу. Задача детей перепрыгнуть через скакалку. Кого «поймает», тот выбывает.
Материалы: скакалка.
Ход игры: в центре зала дети стоят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга – «рыбак», который держит в руках скакалку-удочку и крутит ею по полу. При приближении «удочки» дети подпрыгивают вверх. Тот, кого шнур заденет, выбывает из игры. Игра проводится 1-2 раза.
Бабушка Ильней: Какие вы, ребята, сильные. Столько рыбы наловили. Но нам надо идти дальше.
Бабушка Ильней ведёт детей к макету яранги.
Воспитатель: Бабушка Ильней, а что это за дом?
Бабушка Ильней: это яранга. Яранга сделана из деревянных жердей и шкуры оленей. Когда чукчи переезжают по тундре, женщины стойбища быстро собирают ярангу, а в новом месте также быстро её ставят.
Под фонограмму чукотских песен бабушка Ильней открывает вход в ярангу, и дети видят в глубине охотника – костореза, который вырезает фигурки из кости и клыка моржа.
Бабушка Ильней: в тесноте тёмного полога яранги, освещаемой светом жирника, в долгие полярные ночи, когда непогода вынуждала охотников к многодневному заточению в жилище, выполнялись изделия из кости и клыка моржа. Фигурки изображали животных, от которых зависела жизнь морских охотников и оленеводов. Кропотливая, медленная, тщательная работа способствовала огромной отделке каждого предмета, который мастер ощущал в своей руке.
Из мехового мешочка бабушка Ильней достаёт скульптуры и расставляет их на низком столике.
-давайте с вами подойдем и рассмотрим скульптуры. Эти сувениры можно трогать руками, а вот те, которые находятся в музее, представляют собой произведение искусства, их трогать нельзя. Они сделаны мастерами-художниками в единственном экземпляре. В городе Магадане, в краеведческом музее есть выставочный зал, где можно увидеть древние и современные изделия из кости и клыка моржа. чаще всего мастера изображали оленей, моржей, фрагменты народных сказаний. Посмотрите, как работают косторезы в мастерской, какие скульптуры вырезают.
Детям показывается презентация «Художники-гравёры», продолжается рассказ о художниках-гравёрах и аномалистических скульптурах.
- Работы таких известных уэльских художников-гравёров как Галины Тынатваль, Елены Янку, Маи Гемауге хранятся в лучших музеях нашей страны. Их работы удивительно выразительны. Все эти фигурки как будто только что двигались, и вот замерли в руках мастера.
Ребята, я вам предлагаю поиграть в удивительную игру «О чём рассказывает скульптура».
Проводится дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура».
Дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура»
Дидактическая задача: учить детей видеть своеобразие произведений чукотских косторезов, понимать смысл анималистической скульптуры.
Игровые правила: ребёнок предлагает своё название скульптуре или композиции и композиции, рассказать о ней.
Материал: Анималистические скульптуры – «Охотник и медведь», «На оленьей упряжке», «Охота на кита».
Ход игры: воспитатель уточняет главные выразительные средства скульптуры, предлагает определить характер персонажей, представляет определить характер и конкретный образ персонажей.
Воспитатель: Бабушка Ильней, спасибо Вам большое за интересный рассказ о чукотских косторезах-гравёрах. А нам ребята, пора возвращаться в свой город
Белореченск. Но мы ещё обязательно встретимся, и Вы расскажите нам чудесные чукотские сказки.
Бабушка Ильней: Время мчится, словно нарты.
Вот и нам пора прощаться,
Очень грустно расставаться.
Ну, а в следующем году,
Вас к себе я в гости жду.
Дорогие ребята, но у меня для вас есть подарок. Наши мастерицы не только украшают бисером одежду, но и для ребятишек шьют мячи, которые называются кэпыль. Надеюсь, вам будет весело с ним играть.
Бабушка Ильней дарит детям кэпыль. Дети и воспитатель прощаются с бабушкой Ильней.
Воспитатель: В самолёт мы сели,
Все дружно полетели.
У-у-у-у, домой я лечу.
Лёгкий бег по кругу. Дети останавливаются около воспитателя.
Воспитатель: Вот мы и вернулись с Чукотки. Понравилось вам наше путешествие? На прогулке мы обязательно научимся играть чукотским мячом – кэпылем.
ЛИТЕРАТУРА
1. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. – М., «Русский язык», 1987г.
2. А. Н. Фролова. «Игры народов Крайнего Северо-Востока России». – М. ,2000г.
3. А. Камытваль. «Как построить ярангу». – М., 1987г
4. Т. Б. Митлянская, И. Л. Карахан. «Новая жизнь древних легенд Чукотки». – М., 1987.
5. Северячок (региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста). Л. А. Труфанова, Л. С. Давыдова, Г. В. Гончарук. Магадан, 2001г.