Елизавета Спасова
Проект по адаптации детей раннего возраста «Здравствуй, малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Солнышко»
Проект
по адаптации детей раннего возраста
«Здравствуй, малыш».
Подготовила:
педагог- психолог
Спасова Е. В
П. Светлый
Пояснительная записка.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил. Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, песочная терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада
Задачи:
• помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;
• развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
• оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;
• разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме
• раскрыть роль семьи в адаптации детей 1.5-2 лет;
• познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
• создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.
Участники проекта : педагог – психолог, воспитатели, дети 1,5-2 летнего возраста, родители.
Срок реализации проекта : среднесрочный (3 месяцев). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Взаимодействие с родителями:
Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр
Взаимодействие с педагогами:
Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Взаимодействие с детьми:
• Знакомство детей с детским садом, друг с другом.
• Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
• Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
• Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития. Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Актуальность проблемы:
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому я решила использовать этот проект.
Этапы реализации проекта
• Подготовительный этап
• Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.
• Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
• Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
• Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений
• Основной этап
План реализации проекта
Период Содержание
ответственные
Июль - Анкета для родителей
- Карта наблюдения
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад»;
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;
- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».
- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;
Педагог- психолог
Спасова Е. В
Август - Консультации «Растим малыша здоровым», «Как одевать ребенка летом»;
- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям»,
- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;
- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;
- 2Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;
- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»
- Пальчиковые игры «Пальчики»,
- Консультация «Где моя большая ложка?»;
- Игра-забава «Поймай пузырь».
- Песенка «Ладушки - ладошки»
- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки и часы»
- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий»;
- Релаксация «Мышки отдыхают»; Педагог- психолог
Спасова Е. В
Сентябрь Образовательная деятельность «Божья коровка»
1. Приветствие Божьей коровки.
2. Игра «Поймай жучка».
3. Потешка «Божья коровка».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер».
6. Игра «Божья коровка и воробей».
7. Рисование пальчиками «Точки у божьей коровки»;
- Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик», «Найди морковку»;
- Чтение стихотворения А. Барто «Зайка»
- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель»
- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне»
- Практическое упражнение «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку»
- цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки», русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;
- настольный, пальчиковый театры по мотивам русских народных сказок; Педагог- психолог
Спасова Е. В
3-й этап «Заключительный»
1. Оформление проекта
2. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по теме проекта
Используемая литература
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.
3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68
4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М. : Эксмо, 2008 г.
5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с