Ирина Миленина
Логопедическое занятие «Увлекательное путешествие в поисках мамы для Мамонтенка» по теме «Транспорт» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие «Увлекательное путешествие в поисках мамы для Мамонтенка».
Тема занятия : Знакомство с различными видами транспорта.
Возрастная группа : старшая логопедическая группа (5-6 лет).
Цель НОД:
- уточнение и расширение у детей представления о видах транспорта;
Публикация «Логопедическое занятие „Увлекательное путешествие в поисках мамы для Мамонтенка“ по теме „Транспорт“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Цель применения ИКТ: дифференциация неречевых звуков, активизация внимания, создание атмосферы сказки.
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие".
Задачи приоритетной образовательной области:
-развитие неречевого слуха (дифференциация звуков движущегося транспорта);
-развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
-развитие словарного запаса детей по лексической теме "Транспорт ";
-изучение грамматических форм русского языка;
-развитие способности логически мыслить.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
"Познавательное развитие" :
-закрепление и расширение знаний о различных видах транспорта.
"Социально-коммуникативное развитие" :
-приобретение навыков общения со взрослыми и сверстниками;
-формирование умения выражать свои мысли, высказывать свое мнение;
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения друг к другу, сопереживания, готовности прийти на помощь;
- формирование и воспитание у детей дошкольного возраста семейных ценностей;
-воспитание чувства уважения к водителям, управляющим транспортом и специалистам, всегда готовым прийти на помощь людям.
"Физическое развитие" :
-развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
-развитие умения передавать заданный образ в движении.
"Художественно-эстетическое развитие" :
-развитие восприятия музыки, текста;
-стимулирование сопереживания персонажу художественного произведения;
-реализация самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты НОД:
-дети дифференцируют звучание неречевых звуков;
- дошкольники умеют различать фонемы русского языка;
-дети получают навыки фонематического анализа и синтеза слов;
-у ребят формируется навык самоконтроля за собственной речью;
-дети стремятся к речевым высказываниям;
-ребята проявляют инициативу и самостоятельность в игре и общении;
-дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют положительные эмоции, сопереживают;
- дошкольники владеют элементарными представлениями об окружающем мире;
-у детей развиты: мелкая, общая, артикуляционная моторика.
Предпосылки УД:
-речевые: способность грамотно выражать свои мысли;
-коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности;
-познавательные: умение ориентироваться на свою систему знаний, находить ответы на поставленные вопросы;
-регулятивные: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-личностные: умение прийти на помощь в трудной ситуации.
Предварительная работа: изготовление и размещение игрового и наглядного материала, выбор звукового демонстрационного материала "Звуки движущегося транспорта", подбор трафаретов для разукрашивания и заучивания стихов.
Используемое оборудование для педагога: проигрыватель для прослушивания демонстрационного материала "Звуки движущегося транспорта", макет грустного Мамонтенка, макет встретившихся Мамонтенка и его мамы Слонихи, макет леса Африки, декоративное растение «Толстянка» для изображения леса Африки, игрушечные машины: теплоход, самолет, легковая машина, пожарная машина, танк, машина скорой помощи, полицейская машина, грузовик, экскаватор, автобус, мяч, мягкая игрушка «Машинка», физкультурный мат синего цвета для изображения Северного Ледовитого океана, большие модули для обозначения гор, дорожка из массажных ковриков для обозначения железной дороги, конверт для подарков от Мамонтенка и его мамы Слонихи, листы с домашними заданиями по обведению контура, разукрашиванию машин и стихами для повторения и заучивания во время рисования, массажные коврики для самомассажа кистей рук, массажные коврики, изображающие железную дорогу, плакат с изображением разных видов транспорта, коврик с изображением маршрута движения транспорта и видами транспорта, представленный как карта движения.
Деятельность логопеда
Деятельность детей
Вводная часть
Приветствие
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта.
Цель: установление зрительного контакта.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сядьте ровно. Глазки смотрят на меня. Ушки внимательно слушают меня. Ротики закрыли на замочки. Чтобы ответить на вопрос, поднимаем руку. Улыбнемся друг другу, и создадим хорошее настроение!
Дети входят в группу, садятся на стульчики.
Создание мотивации к НОД
Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности, активация внимания.
Цель: включение в образовательную деятельность и создание эмоционально-положительного настроя.
Логопед обращает внимание детей на макет грустного Мамонтенка.
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости?
Дети рассматривают гостя, и узнают в нем Мамонтенка.
Ребята, как вы думаете, почему Мамонтенок такой грустный?
Мамонтенок готов всю Землю обойти, чтобы найти свою маму! Поможем ему найти маму? Отправляемся в путешествие! Встаньте, на месте повернитесь и в холодной Арктике очутитесь!
Ребята рассматривают Мамонтенка, и высказывают свои предположения, одно из которых: «Он потерял маму!»
Дети соглашаются.
Дети выполняют предложенные движения.
Чувствуете, как холодно стало? Согрейте своим дыханием и разотрите ладошки!
Посмотрим, что нас ждет впереди?
Дети «согревают свои ладошки».
Логопед предлагает пройти в соседнюю комнату. Звучит отрывок песни Мамонтенка, отправляющегося на поиски мамы (из мультфильма «Мама для мамонтенка»).
Основная часть НОД
Цель: Уточнение и расширение у детей представления о видах транспорта,
изучение грамматических форм русского языка, дифференциация звуков движущегося транспорта, улучшение подвижности мышц речевого аппарата, активизации деятельности речевых центров, развитие способности логически мыслить, формирование семейных ценностей, воспитание готовности прийти на помощь ближнему, воспитание чувства уважения к водителям, управляющим транспортом как к специалистам, всегда готовым прийти на помощь людям.
Цель: выполнение заданий, используя имеющиеся знания.
Ребята, посмотрите, это Северный ледовитый океан (на полу разложен физкультурный мат синего цвета). На чем же нам его переплыть?
Послушайте, что к нам движется?
Дети предлагают: на лодке, на льдине, на корабле…
Звучит рингтон «Гудок корабля».
Ребята определяют, что к ним приближается корабль.
Перед детьми выставляется игрушка «Корабль». Ребята, чтобы взять билеты на корабль, надо выполнить задание.
Дидактическая игра: «Назови ласково».
Сейчас вы должны поймать мяч и назвать слово ласково:
Самолет-…
Машина-…
Велосипед-…
Автобус-…
Лодка- …
Грузовик-…
Троллейбус-…
Вертолет-…
Трамвай-…
Теплоход- …
Молоковоз-…
Бетономешалка-…
Дети ловят мяч, и называют ласковое слово:
-самолетик.
-машинка.
- велосипедик.
-автобусик.
-лодочка.
-грузовичок.
-троллейбусик.
-вертолетик.
-трамвайчик.
-теплоходик.
-молоковозик.
-бетономешалочка.
Молодцы, ребята! Справились с заданием! Поплыли на корабле по океану!
Ребята соединяют ладошки - делают «корму» теплохода и «плывут» через «океан».
Смотрите, какие высокие горы перед нами! Как нам через них переправиться?
Послушайте, какой транспорт пришел нам на помощь? Выставляется игрушка «Самолет».
Мы сядем на самолет, если выполним следующее задание.
Дети вносят свои предложения.
Звучит рингтон «Гул самолета».
Ребята угадывают вид транспорта.
Выставляется игрушка «Самолет».
Мы сядем на самолет, если выполним следующее задание.
Скажите, пожалуйста, почему самолет назвали самолет? Он что делает сам?
Как вы думаете, для чего нужна машина молоковоз? Сами названия нам об этом говорят. Слово «молоковоз» сложное слово, оно состоит из двух простых слов: молоко и воз. Два маленьких слова подружились, взялись за ручки, и получилось сложное слово. Какие два слова подружились в слове «мусоровоз»? А в слове «бетономешалка»?
Дети отвечают: «Летает». «Он сам летает».
Ребята учатся разбивать сложные слова на маленькие слова, из которых образовались эти сложные слова. Дети определяют по названию назначение транспорта.
Молодцы, вы справились с заданием! Полетели на самолете над высокими горами!
Дети изображают самолет, раскинув руки в стороны, и «облетают горы».
Ребята, мы прилетели на открытую равнину! Посмотрите, какой простор вокруг нас!
Ребята смотрят по сторонам.
На чем же мы дальше поедем?
Послушайте, что к нам сейчас подъезжает?
Дети предлагают: «на машине, на мотоцикле, на велосипеде, на автобусе, на поезде».
Звучит рингтон «Ход поезда».
Ребята угадывают, какой транспорт едет.
Выставляется игрушка «Поезд».
Скажите, ребята, у поезда один вагон или много вагонов?
Мы сядем в поезд, если поиграем в игру «Один-много».
1 вариант: «Я вам назову предмет, и брошу мягкую игрушку «Легковая машинка», а вы назовите много таких предметов и верните мне мягкую игрушку».
2 вариант: Один ребенок в паре детей называет вид транспорта, другой отвечает…
Дидактическая игра «Один-много».
Логопед задает вопрос, и кидает каждому ребенку мягкую игрушку-машинку.
Один вагон- …
Одна машина- …
Одна лодка- …
Один самолет- …
Один корабль-…
Одна яхта- …
Один вертолет-…
Один грузовик- …
Один катер-…
Один экскаватор-…
Один мусоровоз -…
Одно такси- …
Дети, слово такси не изменяется никогда!
Молодцы, справились с заданием! Поехали по железной дороге!
Вот мы и приехали. Чувствуете, как жарко стало? Мы попали в Африку! Помашем на себя ручками, как веером.
Дети отвечают: «Много».
Дети возвращают мягкую игрушку-машинку, называя предмет во множественном числе, учатся соединять наречие с существительным.
много вагонов.
много машин.
много лодок.
много самолетов.
много кораблей.
много яхт.
много вертолетов.
много грузовиков.
много катеров.
много экскаваторов.
много мусоровозов.
много такси.
Дети изображают движение поезда по «рельсам»-разложенным «змейкой» массажным коврикам.
Ребята выполняют движения.
Чтобы ехать дальше, надо хорошо подготовиться. Африка полна опасностей и нам надо быть очень внимательными во время нашего путешествия.
Сядьте вокруг большой карты нашего движения (большого коврика с изображением маршрута движения и движущегося транспорта). В этой карте зашифрован один важный вопрос. И вы должны на него ответить!
На чем мы с вами плыли по океану? Покажите корабль. На чем мы летели по небу? Покажите самолет. На чем мы ехали по суше? Покажите поезд.
А теперь скажите, как одним словом называются все эти машины для передвижения человека?
Молодцы! Вы ответили на зашифрованный в карте вопрос!
А теперь послушайте, что к нам едет.
Ребята рассаживаются вокруг коврика - «карты движения на корабле, самолете и поезде».
Дети перечисляют виды транспорта, на которых путешествовали в поисках мамы Мамонтенка, и показывают эти машины на большой карте.
Дети отвечают: «Транспорт!»
Звучит рингтон «Легковой автомобиль».
На чем же мы продолжим наше путешествие?
Выставляется игрушка «Джип».
Ребята отвечают: «На машине!»
Задание необыкновенного путешествия : игра "Подготовь машину для поездки по Африке"
Цель: улучшение подвижности мышц речевого аппарата.
Цель: демонстрация умений выполнять определенные упражнения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика «Моя машина».
Чтобы увидеть маму мамонтенка, помоем стекла наших машин.
Помоем лобовое стекло: язычком сделаем круговые движения вокруг губ (во внутренней полости рта).
Помоем боковые стекла: выполним круговые движения язычком по внутренним поверхностям щек.
Дворниками почистим лобовое стекло: язычком проведем полукруг по верхней, затем по нижней губе, упираясь язычком в уголки рта.
Выбьем и пыль из сиденья: пошлепаем по язычку губами.
Дети выполняют каждое движение 3-4 раза.
Дети выполняют движение 4-6 раз.
Ребята производят движения 4-6 раз.
Дети выполняют упражнение 10 раз.
Задание для путешествия по Африке : игра "Накачай и помой колеса машины"
Цель: выработка речевого дыхания; активизация деятельности речевых центров через самомассаж кистей рук.
Цель: демонстрация внимания и умения точно выполнять инструкции логопеда.
Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Накачаем шины» : насос накачивает шину: дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «С-С-С». При выпрямлении вдох производится непроизвольно. При выполнении упражнения удерживаем артикуляционный уклад «Улыбочка».
Повторяем упражнение 3-4 раза.
«Заведем мотор» : Проверим работу мотора: Заведем его: быстро вдохнем и на выдохе произнесем длительно ДДДДДДД (6-7 ударов). Завели мотор!
Повторяем упражнение 3-4 раза.
Дети выполняют упражнения на выработку речевого дыхания.
Самомассаж кистей рук: «Помоем шины»- продолжительность 1-2 минуты.
Проверьте, прочные у нас шины? Нажмите на шины пальчиками.
Теперь почистим шины (массажные коврики) перед дальней дорогой: потрем их ручками, как щеточками.
Какие шины зимние? Это жесткая сторона коврика.
Какие шины летние? Это более гладкая сторона коврика.
Какие мы сейчас наденем шины на машину для поездки по Африке: летние или зимние?
Почему не зимние?
В Африке не бывает снега!
Как хорошо вы подготовили свои машины к путешествию! Поехали!
Дети нажимают на «шины» пальчиками.
Ребята трут руками массажные коврики с двух сторон.
Дети отвечают: «летние».
Ребята высказывают свои предположения.
Дети крутят воображаемый «руль» машины и проходят в соседнюю комнату.
Звучит музыка из мультфильма «Мама для Мамонтенка».
Задание в лесной школе: «Назови транспорт и его назначение правильно, покажи движение транспорта»
Цель: закрепление, обобщение и расширение знаний о видах транспорта, тренировка памяти, внимания, способности рассуждать; развитие мелкой моторики.
Цель: проверка, систематизация знаний, выполнение заданий на развитие мелкой моторики.
Посмотрите, в какое интересное место мы приехали! Оно похоже на лесную школу! Вокруг пальмы. А среди них стоит стол и доска висит с плакатом (на магнитной доске). На плакате изображены все виды транспорта.
Вам осталось пройти последнее испытание! Вы готовы?
Дети оглядываются по сторонам.
Ребята отвечают.
1. Посмотрите на плакат и скажите, на каком транспорте мы ехали по земле?
Транспорт, который едет по земле, называется наземный транспорт.
Давайте изобразим движение наземного транспорта. Левая рука будет дорогой, а правая рука, сжатая в кулачок, «проедет» по ней, как машина. Поменяем ручки.
Перечислите виды наземного транспорта.
2. На чем мы плыли по океану?
Транспорт, который плавает по воде, называется водный транспорт.
Давайте изобразим движение водного транспорта. Изогнем ладошки лодочкой, и «поплывем по волнам».
Перечислите виды водного транспорта.
3. На чем мы летели по небу?
Транспорт, который летит по воздуху, называется воздушный транспорт.
Давайте изобразим воздушный транспорт.
Ладошки прямо идут по воздуху, мизинец и большой палец оттопырены.
Дети отвечают: «На поезде и машине».
Ребята выполняют движения «машина».
Дети перечисляют виды наземного транспорта.
Ребята отвечают: «на корабле».
Ребята выполняют движения «лодочка».
Дети перечисляют виды водного транспорта.
Дети отвечают: «На самолете».
Ребята изображают движение самолета.
Задание в лесной школе: «Собери вместе машины из одной семьи».
Цель: знакомство с грузовым, пассажирским транспортом, с транспортом специального назначения.
Цель: закрепление навыка определения близких по назначению видов транспорта.
Транспорт бывает грузовой и пассажирский. Перечислите виды грузового транспорта.
Назовите виды пассажирского транспорта!
Для этого внимательно посмотрите на плакат и игрушечные машины, находящиеся на столе.
Вот сколько разного транспорта изобрел человек для своего передвижения!
Еще, ребята, бывает транспорт специального назначения. Он выполняет особые задания человека!
Посмотрите на игрушечные машины, выставленные на столе.
Какой вы видите военный транспорт?
А какой вы знаете космический транспорт?
Еще какой вы видите транспорт, выполняющий особые задания человека?
Все это транспорт специального назначения.
С опорой на наглядный материал, ребята перечисляют виды грузового и пассажирского транспорта.
Дети перечисляют: танк, военный самолет.
Ребята отвечают: космическая ракета.
Дети называют: пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина, экскаватор, подъемный кран.
После выполнения заданий в лесной школе, логопед хвалит и благодарит детей за хорошие ответы.
Заключительная часть
Цель: подведение итогов НОД: закрепление пройденного материала, мотивация ребят на совершение добрых поступков.
Цель: получение положительной оценки своей деятельности.
Ребята, вы прошли все преграды и справились со всеми заданиями. Смотрите, перед нами лес. На столе выставлен макет леса. Может, в нем живет мама мамонтенка?
Давайте крикнем: «мама!»
Еще громче: «мама!»
Появляется мама-слониха. Нашлась мама! Давайте похлопаем в ладоши! Смотрите, каким счастливым стал мамонтенок и как рада его мама.
Помашем им рукой, и скажем дружно: «До свидания!»
На месте покружитесь, и в детский сад вернитесь!
.
17. Итог занятия :
Ребята, скажите, какие виды транспорта к нам сегодня приезжали, прилетали и приплывали в гости?
Как вы думаете, смогли бы мы найти маму мамонтенка, если бы нам не на чем было путешествовать по воде, суше и по небу?
Какой транспорт нам помог найти маму? Мамонтенок и его мама – слониха очень вам благодарны, что вы помогли им найти друг друга. Они прислали вам подарки из далекой Африки! Возьмите их домой. Когда будете обводить и разукрашивать рисунки, повторяйте стихотворения, написанные на листах. Мамонтенок и его мама надеются, что вам понравятся их подарки!
Дети кричат: «мама!»
Ребята хлопают в ладоши и смотрят на картинку с изображением мамы Слонихи и Мамонтенка.
Дети машут рукой слонихе и мамонтенку со словами : «до свидания!»
Дети кружатся, и возвращаются на свои места за столами.
Дети отвечают.
Ребята рассуждают.
Дети перечисляют виды транспорта.
Ребята получают подарки и благодарят за них маму слониху и мамонтенка.