Татьяна Сулейманова
Конспект открытого интегрированного мероприятия с элементами экспериментирования в средней группе «Волшебница вода»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш»
Городской округ Симферополь
Республики Крым
Конспект открытого интегрированного мероприятия
с элементами экспериментирования в средней группе № 09 «Пчелки»
Тема НОД: «Волшебница-вода»
Дата: 23.04.2021г.
Группа : средняя группа
Подготовил: воспитатель Сулейманова Т. А.
Публикация «Конспект открытого интегрированного мероприятия с элементами экспериментирования в средней группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Интеграция областей : экспериментирование, музыка, речевое развитие, познание (формирование картины окружающего мира).
Цель: расширение и закрепление представлений о свойствах воды, о ее значении для всего живого на земле.
Задачи:
1. Образовательные: обобщить и уточнить знания детей оводе, ее свойствах: невидимая, прозрачная, бесцветная. На основе опытов показать, что вода бывает в твердом, в газообразном, в жидком состояниях. Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.
2. Развивающие: побуждать детей к проведению опытно-познавательной деятельности посредством экспериментирования.
Развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать любознательность, внимание, умение мыслить логически, обосно-вывать свои ответы, сопоставлять факты. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру, экспериментальной деятельности. Прививать бережное отношение к воде, природе.
Формы работы с детьми: беседа, игра, наблюдение, слушание звуков неживой природы, опыты, экспериментирование, загадки.
Предварительная работа:
1. Проведение опытов с водой.
2. Беседы о воде.
3. Рассматривание иллюстраций о состояниях воды в природе.
4. Чтение сказок, пословиц и поговорок о воде.
Материал и оборудование: стаканчики с чистой водой и трубочки, сахар, песок, скрепка, гвоздь, камешки, пенопласт, деревянная палочка, термос, кусочки льда, стеклышко. Три стакана для опытов с водой, листья пекинской капусты, пищевая краска, запись со звуками воды.
Обогащение, активация словаря: пар, термос, чистая, прозрачная, газообразное состояние, с осадками, жидкая, росточек, круговорот воды.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением! А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся им тоже! А вы любите, когда к нам приходят гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, оно будет проходить в форме ученого совета. Мы с вами делали множество открытий, поэтому дорогие мои исследователи, сегодня мы с вами в очередной раз проведем некоторые эксперименты и, несомненно, совершим какие-нибудь открытия. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глаза и послушайте. Что это шумит? (звучит шум ручья)
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, именно о воде мы с вами сегодня будем говорить. (стихотворение о воде).
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете Земля. Скажите, а почему нашу планету называют «голубой планетой»? (ответы детей).
А для чего нужна вода человеку? ( ответы детей: умываться, готовить обеды, поливать цветы, мыть игрушки, стирать) А как вы думаете, животным вода нужна? ( ответы детей: животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Растениям тоже необходима вода.
Итак, без воды долго живой организм не проживет. Всему живому нужна вода, поэтому как нужно относиться к воде? (бережно).
Вода – это природное богатство, без нее нам не прожить. Давайте с вами вспомним какие пословицы и поговорки мы знаем о воде.
- Что в воду упало, то пропало.
- Чистая вода для болезни беда.
- Как с гуся вода.
- На обиженных воду возят.
- Ручей поит реку, река поит море.
- Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.
Молодцы, ребята. Но не следует забывать, что вода таит в себе и опасность.
Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть, купаясь в воде нельзя забывать о правилах безопасности.
Ребята, вы уже много интересного знаете о воде, а сегодня мы познакомимся с ее некоторыми свойствами. Проходите в лабараторию.
Воспитатель: Лаборатория – это место, где ученые проводят опыты и проводят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими помощниками лаборантами и вместе проведем эксперименты по исследованию воды. Но прежде, чем мы приступим к опытам, я хочу напомнить вам правила безопасности в лаборатории: нужно четко следовать моим инструкциям, слушать, запоминать. Брать только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха, формы».
-Ребята, перед вами стоят стаканчики с водой и пустые стаканчики. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. Что вы заметили? Льется вода? Почему? (ответы детей)
Вывод: вода – это жидкость, она течет. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
-А теперь понюхайте, есть ли запах у воды? (ответы детей). Значит вода не имеет запаха.
Возьмите на столах трубочку, сделайте по глоточку:
- Вода сладкая, горькая, кислая, соленая? (ответы детей) У воды есть вкус?
Вывод детей: вода не имеет вкуса и запаха).
-Возьмите на столе по одной геометрической фигуре и опустите ее в стакан. Что вы видите? (ответы детей). А теперь налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода форму? (ответы детей)
Вывод: вода принимает форму любого сосуда.
Итак, закрепим алгоритм исследования воды с помощью таблицы.
Ребята, делать научные открытия непросто, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физминутка «Капельки».
Опыт № 2 «Три состояния воды»
- Ребята, что это? (термос)
- Что туда обычно наливают? (воду, чай)
- Я налила туда заранее кипяченную горячую воду. Открою его, что видите (поднимается пар).
- Беру стекло, положу его над паром, что видите (капельки воды).
- А эти капельки из чего (из воды).
- Из этого какой вывод можем сделать? (пар – это вода в газообразном состоянии).
- Сейчас переходим к следующему опыту.
- У вас в блюдцах маленькие льдинки. Потрогайте, какие они на вид, на ощупь? (прозрачные, мокрые, холодные, твердые, скользкие)
- Посмотрите повнимательнее, что с ними происходит? (они тают).
- Почему лед растаял? (в группе температура воздуха высокая).
- Значит, был лед, растаял. Какой вывод можно сделать? (лед - тоже вода, только в твердом состоянии, по другому лед это твердая вода).
Продолжаем опыты с водой.
Опыт№ 3 «В воде некоторые вещества растворятся, а некоторые нет»
Ребята, перед вами стоят по два стаканчика с водой,
- В один из них положите обычный, речной песок, размешивайте ложкой.
- Растворился песок или нет? (нет)
- В другой стаканчик посыпьте ложечку сахарного песка, размешивайте.
- Что произошло (сахарный песок растворился)
- Какой вывод можно сделать (обычный, речной песок не растворяется в воде, а сахарный песок растворяется).
Опыт №4 «Что плавает, а что тонет?»
- Взяли по два предмета, запоминайте их. Положите в наше «озеро».
- Какой предмет утонул, с что плавает на поверхности?
( Предметы: скрепка, монета, камешки, ракушка, пенопласт, пуговица, деревянная палочка, конструктор, кораблик,)
Значит, определили какие предметы тяжелые – утонули, а какие легкие – не утонули, плавают на поверхности. Ребята, у вас наверное у всех дома есть комнатные растения. Каждый день поливайте их. Как вы думаете, что происходит, если мы с вами на будем поливать их? (засохнут, увянут листики)
Опыт№5 «Вода нужна всем»
Три дня в блюдце в намоченной марле держала фасоль, а в другом блюдце в сухой марле. Эти блюдца поставила на подоконник.
- Давайте проверяем, что же с ними случилось? (в одном из них появился росточек, а в другом нет).
- Как вы думаете, почему?
- Видите, ребята, вода нужна и для жизни, и для роста растений.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже выяснили, что вода необходима всему живому на земле, в том числе и растениям, давайте с вами проведем опыт и экспериментально докажем, что влага поднимается вверх по стеблю. Для начала нам нужно окрасить воду. Не зря мы с вами говорили о том, что вода- волшебница и сейчас мы с вами попробуем ее превратить в цветную водичку (окрашивание воды, дети деревянной палочкой размешивают воду, рассматривают как меняется цвет воды.
Детям предложено поставить в окрашенную воду листья капусты (резуль-таты эксперимента будут представлены в конце занятия)
Итог НОД:
Воспитатель: Сейчас, в конце нашего ученого совета, я предлагаю вам вспомнить какие открытия мы сегодня совершили.
1) Вода прозрачная, не имеет цвета, запаха, формы, мы сами можем менять ее цвет;
2) Вода в природе может находиться в трех состояниях (твердое, жидкое, газообразное);
3) Вода растворитель;
4) Некоторые предметы в воде плавают, а некоторые – тонут.
5) Вода нужна всему живому на Земле.
Молодцы, ребята! Вы очень старались и поэтому у нас все получилось! Ну а сейчас нам бы очень хотелось наградить вас за свершенные вами открытия знаковыми медалями и подарить вам мыльные пузыри, поскольку они тоже состоят из воды.