Получи документы

Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Николаева
Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

«Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Публикация «Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детское экспериментирование – это, прежде всего, активно образующая самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Активность в процессе самостоятельной детской деятельности должна исходить от ребёнка. Он выступает как её полноценный субьект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В основе данной экспериментальной деятельности лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда отвечала желанию ребёнка провести самостоятельное исследование. Среда должна быть безопасной, здоровье сберегающей, эстетически привлекательной, кроме того, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребёнка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Все предметы должны находиться в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовать совместную деятельность взрослых и детей, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников. Должны соблюдаться следующие принципы: многофункциональность, рациональность, системность, вариативность, открытость и принцип именной характер материала.

Задача педагога помочь в проведении самостоятельных исследований, сделать их полезными. Поэтому помимо традиционных уголков природы в группах должны быть оборудованы и постоянно оснащаться мини-лаборатории, где представлены различные материалы для исследования. Дети должны иметь доступ к лаборатории в любое время. В мини-лабораториях может быть выделено:

• Место для постоянной выставки;

• Место для приборов;

• Место для выращивания растений;

• Место для хранения природного и бросового материала;

• Место для проведения опытов;

• Место для неструктурированных материалов.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети: проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащими за пределами конкретной ситуации, задают вопросы: почему? Зачем? Как, стремятся объяснить факты, связи, проявляют интерес к познавательной литературе, пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты, применяют свои знания в жизни.

Немаловажным является снятие скованности детей, устранение боязни «неправильных» действий. Для этого важно положительно мотивировать детей на самостоятельную исследовательскую деятельность, для этого можно использовать следующие стимулы:

• Новизна, необычность объекта

• Тайна, сюрприз

• Мотив помощи

• Познавательный момент (Почему так)

• Ситуация выбора

Для проведения самостоятельных исследований можно разработать различные карточки – алгоритмы, схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, рот и т. д., подсказывающие, как и с помощью чего можно изучить предмет. А для безопасной работы в мини- лаборатории можно совместно с игровым персонажем составить правила поведения и техники безопасности в уголке.

Способы поддержки инициативы и самостоятельности у детей :

• Поощрять любопытство;

• Предоставить возможность действовать с разными предметами, материалами;

• Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата;

• Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;

• Приём со-увлечё нности: нет готовых рецептов и алгоритмов решения,

приё мы: вопросы-сомнения, вопросы-опасения (Вдруг все развалится, вопросы –удивления (Как ты догадался).

Очень важно помнить, что детское экспериментирование – не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности. Задачи образовательной области «Социально-коммуникативного развития» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами, изготовленными из различных материалов, дети называют их свойства, таким образом идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных. Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования, ребёнок обозначает словом действие, таким образом словарь обогащается глаголами. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения, ребёнок учится строить сложные развёрнутые высказывания.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойствами воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счётные навыки, знакомятся с понятием симметрии. Таким образом, в ходе детского экспериментирования закрепляются задачи математического образования.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы (в ходе экспериментальной деятельности пополняется картотека схем описательных рассказов, мнемотаблицами, с музыкальным (пополняется и расширяется картотека песен, аудиотека, художественно –эстетическим (пополняется изображениями, как часть эксперимента, материалами для нетрадиционных техник рисования) и физическим воспитанием.

В результате интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду, мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

• Идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

Развивается речь ребёнка;

• Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 19:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД