Татьяна Николаева
Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Условия развития самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Детское экспериментирование – это, прежде всего, активно образующая самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Активность в процессе самостоятельной детской деятельности должна исходить от ребёнка. Он выступает как её полноценный субьект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В основе данной экспериментальной деятельности лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда отвечала желанию ребёнка провести самостоятельное исследование. Среда должна быть безопасной, здоровье сберегающей, эстетически привлекательной, кроме того, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребёнка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Все предметы должны находиться в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовать совместную деятельность взрослых и детей, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников. Должны соблюдаться следующие принципы: многофункциональность, рациональность, системность, вариативность, открытость и принцип именной характер материала.
Задача педагога помочь в проведении самостоятельных исследований, сделать их полезными. Поэтому помимо традиционных уголков природы в группах должны быть оборудованы и постоянно оснащаться мини-лаборатории, где представлены различные материалы для исследования. Дети должны иметь доступ к лаборатории в любое время. В мини-лабораториях может быть выделено:
• Место для постоянной выставки;
• Место для приборов;
• Место для выращивания растений;
• Место для хранения природного и бросового материала;
• Место для проведения опытов;
• Место для неструктурированных материалов.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети: проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащими за пределами конкретной ситуации, задают вопросы: почему? Зачем? Как, стремятся объяснить факты, связи, проявляют интерес к познавательной литературе, пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты, применяют свои знания в жизни.
Немаловажным является снятие скованности детей, устранение боязни «неправильных» действий. Для этого важно положительно мотивировать детей на самостоятельную исследовательскую деятельность, для этого можно использовать следующие стимулы:
• Новизна, необычность объекта
• Тайна, сюрприз
• Мотив помощи
• Познавательный момент (Почему так)
• Ситуация выбора
Для проведения самостоятельных исследований можно разработать различные карточки – алгоритмы, схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, рот и т. д., подсказывающие, как и с помощью чего можно изучить предмет. А для безопасной работы в мини- лаборатории можно совместно с игровым персонажем составить правила поведения и техники безопасности в уголке.
Способы поддержки инициативы и самостоятельности у детей :
• Поощрять любопытство;
• Предоставить возможность действовать с разными предметами, материалами;
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата;
• Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;
• Приём со-увлечё нности: нет готовых рецептов и алгоритмов решения,
приё мы: вопросы-сомнения, вопросы-опасения (Вдруг все развалится, вопросы –удивления (Как ты догадался).
Очень важно помнить, что детское экспериментирование – не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности. Задачи образовательной области «Социально-коммуникативного развития» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами, изготовленными из различных материалов, дети называют их свойства, таким образом идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных. Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования, ребёнок обозначает словом действие, таким образом словарь обогащается глаголами. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения, ребёнок учится строить сложные развёрнутые высказывания.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойствами воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счётные навыки, знакомятся с понятием симметрии. Таким образом, в ходе детского экспериментирования закрепляются задачи математического образования.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы (в ходе экспериментальной деятельности пополняется картотека схем описательных рассказов, мнемотаблицами, с музыкальным (пополняется и расширяется картотека песен, аудиотека, художественно –эстетическим (пополняется изображениями, как часть эксперимента, материалами для нетрадиционных техник рисования) и физическим воспитанием.
В результате интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду, мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
• Идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
• Развивается речь ребёнка;
• Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.