Eлена Румянцева
Фотоотчёт о проведении Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
https://urok.ecobiocentre.ru/
Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока
«Эколята – молодые защитники природы» для дошкольного возраста
(5-6 лет) «Времена года». Л. А. Касаткина, И. В. Козельская, А. В. Панин, М. В.
Севастьянова, Н. С. Севастьянов, К. В. Сенчилова: ФГБОУ ДО «Федеральный
детский эколого-биологический центр», 2020 — 10 с.
Утверждены Педагогическим советом Федерального ресурсного
центра по развитию дополнительного образования детей
Публикация «Фотоотчёт о проведении Всероссийского урока „Эколята — молодые защитники природы“» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2020
естественнонаучной направленности ФГБОУ ДО «Федеральный детский
эколого-биологический центр» (протокол от 05.10.2020 г. №5).
Методические рекомендации разработаны для педагогов, которые
будут осуществлять проведение Всероссийского урока «Эколята – молодые
защитники природы» по теме «Времена года».
Они призваны оказать методическую помощь педагогам-практикам в
реализации алгоритма проведения интерактивной игры для детей старшего
дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Продолжительность занятия 20 минут. В первой части занятия у
воспитанников формируется понятие о временах года, они отправляются в
виртуальное путешествие по временам года с помощью просмотра
видеоролика. Во второй части занятия ребята знакомятся с признаками
каждого сезона, отвечают на вопросы воспитателя, отгадывают загадки и
выполняют игровые задания.
Проведение данного занятия способствует формированию
экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивает
познавательный интерес к миру природы.
Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»
по теме «Времена года».
Актуальность
Для детей старшего дошкольного возраста необычайно
эффективным и действенным методом обучения является
интерактивная игра. Она позволяет в привычной для данного
возраста форме рассказать малышам об окружающем их мире, учит
взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели.
Проведение данного занятия способствует формированию
экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста,
развивает познавательный интерес к миру природы, любовь к
природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Цель
Формирование представлений об окружающем мире, о
взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и
человеком.
Задачи
Закрепление знаний детей о характерных признаках
времен года;
Закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в
спячку животных, перелетных и зимующих птицах,
раннецветущих растениях;
Формирование умений отвечать на вопросы, отгадывать
загадки;
Увеличение познавательной активности.
Оборудование и материалы
Видеоролик «Четыре страницы природы», проектор, картинки с
изображением времен года; листья деревьев, вырезанные из
картона, картинки с изображением деревьев, перелетных и
зимующих птиц, животных, впадающих в зимнюю спячку, картинки
с изображением первоцветов.
Ход
Воспитатель:
– Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим
удивительное путешествие по разным временам года. В нашем
путешествии будет четыре станции, ведь у природы есть 4
интересные страницы…
Показ видеоролика
Открывается презентация
Первая станция «Осень»
Слайд 3
Воспитатель загадывает загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
(Осень)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
– Какие признаки осени вы знаете?
(Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер,
на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы
улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди
одеваются теплее, собирают урожай).
Воспитатель:
– Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
(Листопад).
Воспитатель:
– А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и
устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с
разных деревьев.
(Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и
приглашает участников встать в круг).
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим.
Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Тихо полетели на свои стульчики.
Воспитатель:
– Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под
то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья
у нас стоят.
( Большие картинки: дуб, клен, рябина, липа, береза)
Воспитатель:
– Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Слайд 4
Игра «Зимующие – перелетные»
Воспитатель:
– Важная примета осени – перелетные птицы улетают в
теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы
вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев,
но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма –
питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта
пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых
видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые
виды иногда остаются, например, грачи.
– Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь.
– Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.
Воспитатель:
Воспитатель называет птицу – дети показывают движениями,
перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками
крылья, зимующая – изображают домик).
(Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел,
лебедь)
Слайд 5 «Звери меняют шубки»
Воспитатель:
– Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой?
(Заяц, белка).
– Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже
северный олень.
Слайд 6: Сойка
Воспитатель:
– Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это
белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у
птиц – сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки»; орехи
или желуди прорастают следующей весной, и из них вырастают
деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.
Слайд 7: Вторая Станция «Зима»
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
– Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы
знаете?
(На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без
листьев, некоторые животные впадают в спячку).
Слайд 8: Звери, впадающие зимой в спячку
– Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во
время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки.
Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им
во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их
«греет» изнутри, как печка.
– Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая
мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный
образ жизни.
– Но зима заканчивается, и начинается новое время года.
Слайд 9: Станция третья «Весна»
Воспитатель загадывает загадку:
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
(Весной)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
– Какие признаки весны вы знаете?
(Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы,
распускаются листья, расцветают первые цветы).
– Весной вся природа просыпается от зимнего сна.
Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы
выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, (круговые движения головой,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
А потом они ходили
(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили
(наклоны туловища вперед).
А потом они плясали
(пружинки с поворотом туловища влево и вправо,
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху,
Вот так, вот так лапы выше поднимали!
Слайд 10: Первоцветы
Воспитатель:
– Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются
первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название
– первоцветы.
– Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в
лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, сон-трава, подснежник, медуница,
чистяк, пролеска. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше
любоваться ими.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
– Эти строки из стихотворения известного русского поэта
Константина Симонова учат нас бережно относиться к прекрасным
цветам.
Воспитатель:
– Распустились листики на деревьях, расцвели цветы, и
наступило новое время года, отгадайте, какое?
Слайд 11: Лето
Воспитатель загадывает загадку:
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться …
(Лето)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
– А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки
лета, которые вы знаете:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в
реке теплая).
Слайд 12: Ягоды
Воспитатель:
– Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти
плоды?
(Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная
смородина, виноград, вишня)
Воспитатель :
– Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами
вспомнили все времена года, узнали много интересного. Дома
нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете
подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам,
братьям и сестрам – и рассказать им, что нового и интересного вы
сегодня узнали.
Список литературы
1. Атеева, Т. Г. Срез фенологических знаний у дошкольников / Т. Г.
Атеева, Ю. А. Атеева, А. Г. Орлова. — Текст: непосредственный // Теория и
практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч.
конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург:
Реноме, 2012. — С. 95-98.
2. Кривошеева. М. А «Экологические экскурсии в школе».
Издательский центр «Март»,2005г. Москва.
3. Перекатьева О. В. «Сценарии школьных праздников, конкурсы,
викторины, игры». Издательство «Феникс», 2002 г. Ростов-на-Дону,
переулок Соборный, 17.
Интернет-источники:
https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv127.htm
https://multi-mama.ru/zagadki-pro-osen/
https://lifeo.ru/pereletnye-pticy-kartinki-s-nazvaniyami-i-opisaniyami/
https://razvivashka.online/poznavatelnoe/priznaki-zimy-dlya-detey).
https://multi-mama.ru/zagadki-pro-vesnu/
https://urok.1sept.ru/статьи/557255/
https://урок. рф/library/zanyatie_na_temu_vremena_goda_062400.html