Ольга Дмитриевна Ильющенко
Уроки изобразительного искусства как средство развития творческого воображения обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного стремления человека к добру, к истине и совершенству.
Томас Манн
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей.
Публикация «Уроки изобразительного искусства как средство развития творческого воображения обучающихся» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО в школе
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность. Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. Думаю, что через повышение творческой активности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.
Проведение уроков изобразительного искусства с использованием информационно-коммуникационных технологий - это мощный стимул в обучении. Поэтому свои уроки я всегда провожу с использованием мультимедийной поддержки. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
Информационно-коммуникационные технологии применяю на разных этапах обучения :
• при объяснении нового материала;
• при закреплении;
• при повторении;
• при контроле знаний, умений и навыков.
Главными задачами, на мой взгляд, являются:
Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
Вести детей по дороге счастья и добра.
Находить оптимальную нагрузку для обучающихся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.
Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка
Для успешного решения задач в развитии творческих способностей, выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного
Методы обучения ИЗО применяются в зависимости от типа урока. Например, в сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета.
При рисовании на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. Методы обучения ИЗО в этом случае направлены на то, чтобы оживить впечатления учеников
На уроках, где содержанием изображения является отдельный предмет, словесные методы обучения ИЗО часто сопровождают процесс его рассматривания. В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений.
Так как каждый урок построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.
Таким образом, я определила несколько, на мой взгляд, эффективных форм и методов работы
• использование медиа-ресурсов как источника информации;
• компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
• организация проектной деятельности учащихся;
• по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;
• по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.,
• практические: игры;
Часто на уроках возникают проблемы из-за того, что у детей что-то не получается. Не секрет, что каждый ученик сталкивается в школе с неуспехом, а ощущать себя неуспешным — очень тяжело. Существует очень большой разрыв между теми, кто умеет рисовать, и теми, у кого ничего не выходит. Такие дети уверены, что научиться рисовать просто невозможно. Для них приходится «разбирать рисунок» на простые геометрические фигуры. После этого возникает обычно такая реакция ребят: «И я так смогу!» Я всегда говорю обучающимся, что рисовать могут все, было бы желание. Они приходят в восторг от того, что все так просто, и хотят еще рисовать. Постепенно я перехожу к более сложным деталям, но дети этого не замечают.
Каждую неделю организуем выставки рисунков. Лучшие работы отправляем на районные, городские, областные и международные конкурсы, наши дети получают грамоты и радуются своим успехам.