Трушечкина Татьяна Николаевна
Конспект занятия «Урок вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
«Урок вежливости»
Цели:
-Уточнить и закрепить представление детей о вежливости.
-Развивать грамматически правильную речь.
-Воспитывать умение оценивать поведение товарищей.
-Активизировать словарь.
Оборудование:
книга "Волшебное слово" В. Осеева, "Просто старушка", "Еже ли вы вежливы " С. Я. Маршак, "Урок вежливости" и др.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „Урок вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-Повседневная работа по воспитанию вежливости у детей.
-Чтение произведений: В. Осеевой, С. Я. Маршака и др.
-Заучивание стихов, песен о вежливости, работа над пословицами.
Ход занятия. Слайд 1.
1. Орг. момент.
-Садитесь, ребята. А у тебя, Леша, и стульчика нет? Возьми, пожалуйста (подаю стул сама, если не догадываются это сделать мальчики).
-Молодец, Леша, не забыл сказать "спасибо".
-Как приятно смотреть на воспитанную девочку или мальчика, которые не забывают поблагодарить за услугу, умеют обратиться с просьбой к товарищу или взрослому.
-Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о вежливости.
2. Чтение рассказа "Случай на улице".
-Я вам прочитаю рассказ "Случай на улице", а вы послушайте внимательно.
"Однажды, по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову вверх и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старичок очень рассердился на мальчика. Но тот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел ".
-Что же такое сказал мальчик, от чего дедушка перестал сердиться?
Ответы детей:
-Да, мальчик был вежливый. Толкнул нечаянно старичка и сразу же мальчик ему сказал: "Извините, пожалуйста". Слайд 2.
-Недаром говорится: "Ласковое слово и камень растопит ".
-Старичок сначала рассердился на мальчика, но услышав, вежливые, хорошие слова - сразу подобрел, стал добрым и приветливым.
3. Беседа по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово".
Слайд 3.
-Ребята, посмотрите, к какому рассказу нарисована эта картина?
Ответы детей ("Волшебное слово")
-Правильно, молодцы.
-Кто нарисован на картинке? (Дедушка и Павлик)
-Почему у Павлика такое грустное лицо? (Потому что он разозлился на Ленку, которая не дала ему краску. На бабушку, которая не дала ему морковку. На брата, который не берёт на лодке кататься.)
-Посмотрите на следующую картинку. Кто здесь нарисован? Слайд 4.
Ответы детей (Лена и Павлик)
-Почему у Лены такое выражение лица?
-Потому что она не ожидала, что Павлик скажет "Волшебное слово". НАЖМЕШЬ НА
-Ребята, скажите, а как вёл себя Павлик до встречи со стариком? (Он был грубый, невежливый)
-Как помог старичок Павлику стать вежливым? Как старичок учил Павлика говорить слово "пожалуйста"? (тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь)
-Как помогло это слово Павлику в дальнейшем? (ответы детей)
-Вот поэтому слово "пожалуйста" называют волшебным. Как стал Павлик говорить это слово в разговоре со своими родными, сразу у всех у них изменилось отношение к нему : все стали добрыми, как будто волшебник махнул своей палочкой. Вот и вам всегда нужно говорить слово "пожалуйста", если вы обращаетесь с просьбой к товарищам или взрослым.
- А какие ещё волшебные слова вы знаете? (Здравствуйте, до свидания, извините и др.) Слайд 5.
-А когда нужно говорить спасибо? (ответы детей)
-Правильно, если из вас кто-то сделал что-то хорошее, в таком случае нужно поблагодарить словами "спасибо" или "большое спасибо".
- А если вам сказали "Спасибо", что вы должны ответить (пожалуйста)
-А когда вы уступаете место, как вы говорите? (садитесь пожалуйста)
-А если вы кого-то нечаянно задели, толкнули? (простите пожалуйста)
-Взрослый, к которому вы решили обратиться, занят разговором. Как нужно поступить в этом случае? (ответы детей)
-Молодцы, хорошо знаете правила вежливости.
-Кого называют вежливым? (Кто знает все правила вежливости и их выполняет) Слайд 6.
Физкультминутка "Пятачок" Слайд 7.
Поросёнок Пятачок
Отлежал себе бочок (сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Встал на ножки
Потянулся!
А потом присел,
Нагнулся!
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок! (сесть на корточки руки на поясе, делаем наклоны влево)
-Слайд 8. А кто у нас в группе самый вежливый? Какие вежливые поступки своих друзей вы знаете? Можете о них рассказать? (ответы детей)
-Правильно, эти дети поступают хорошо. Они знают правила вежливого поведения и не забывают их выполнять.
-Да, я совсем забыла, сегодня я в библиотеке взяла интересную книгу и хотела сейчас вам её показать. Она в ящике моего стола. Принеси мне книгу, Никита, пожалуйста. (выполняет задание).(Если Никита будет соблюдать все правила, хвалю его :"Молодец, Никита, спасибо)
-Посмотрите, ребята, какая хорошая книга. Эта сказка про фею и про двух девочек, добрую и вежливую, злую и нехорошую. Я вам прочитаю её в свободное от занятий время.
-Скажите, ребята, как Никита выполнил моё поручение? (ответы детей)
-Вежлив он был сейчас или нет?
-Почему вы так думаете? Как можно ещё по-другому сказать?
4. Пословицы о вежливости.
"Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится ",- есть такая пословица.
-А какие пословицы о вежливости вы знаете? Слайд 9.
"Ласковое слово человеку, что дождь в засуху ", " От ласкового слова язык не отсохнет ", "Требуя вежливости от других, будь сам вежлив ".
5. Игра «Вежливые ребята". Слайд 10.
-А теперь, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется «Вежливые ребята ".
-Я буду вам рассказывать один случай про мальчика Вову, а вы будьте внимательны и в том месте, где я остановлюсь,скажите недостающее слово все вместе, хором.
Однажды Вова, поехал в театр. В автобусе он сел около окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова сказал, встав с места : "Садитесь, (дети хором - "пожалуйста".) Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову : (дети хором - "спасибо"). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал ( все хором: "извините, пожалуйста").
-Молодцы!
-Надеюсь, что если вы окажетесь в такой ситуации, как Вова, так же будете вежливы.
6. Итог занятия. Слайд 11.
-Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.
-Когда все дети будут вежливы, тогда, как поё тся в песне : "и станут все на свете любить таких детей ".