Получи документы

Упражнения на вертикальных поверхностях как мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у детей с НОДА

Ирина Дудорова
Упражнения на вертикальных поверхностях как мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у детей с НОДА
▼ Скачать

Опыт работы учителя-дефектолога Дудоровой И. В. по теме: «Упражнения на вертикальных поверхностях – мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Прослушав один из вебинаров медицинского психолога Натальи Малюковой на тему «Рисование на вертикальных поверхностях – эффективный метод работы логопеда и психолога», и взяв за основу, на протяжении нескольких лет практикую данный многофункциональный прием коррекции психомоторного развития дошкольников, адаптировав его для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Публикация «Упражнения на вертикальных поверхностях как мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у детей с Нода» размещена в разделах

На начальном этапе работы развивающая предметно-пространственная среда группы уже включала в себя некоторые вертикальные поверхности : магнитно-маркерная доска и ширмы, а в кабинете дефектолога – настенное зеркало. В процессе коррекционно-развивающей работы в этом направлении я стала использовать как один из вариантов вертикали имеющийся в группе тренажёр-«Сетка». Совместно с воспитателями группы оборудовала одну из стен в «рисовальную», прикрепив к ней стеновые панели белого цвета, выбрав хорошо освещенное место. На стеновых панелях дошкольники рисуют индивидуально по желанию или малыми группами, одновременно создавая собственные сюжеты на одну тему, в итоге получая общую творческую композицию. В качестве нового оборудования стала использовать рулоны бумаги и обои с нанесенным контурным рисунком для раскрашивания, которые прикрепляла к стене. Все перечисленные вертикальные поверхности предоставлены в полное распоряжение детей.

В процессе первичной диагностики вновь поступивших в группу детей с НОДА отмечаю, что многие из них не проявляют интереса к рисованию, так как не владеют простыми техническими приемами работы с карандашом. Рисование на магнитно-маркерной доске способствует снижению у ребёнка чувства страха (что рисунок «не удался» или не получился таким, каким был задуман, так как появляется возможность быстро стереть «ошибку» и нарисовать заново.

Рисование на вертикальных поверхностях большей площади способствуют увеличению объёма амплитуды движений (размашистые движения рук). А когда ребёнок держит руку перед вертикальной поверхностью, то на неё давит сила тяжести, что позволяет укреплять мышцы лучезапястного сустава в процессе рисования.

Когда ребёнок стоит перед вертикальной поверхностью, на которой он рисует или пишет, это способствует развитию мышечного корсета спины. Ребёнок не горбится, облокотившись на спинку стула, и поэтому у него есть единственный выбор – задействовать мышцы спины, для того, чтобы выполнять задание и стоять прямо.

Выполняя разнообразные игровые упражнения на вертикали («Поставь машину в гараж», «Украсим скатерть», «Ладошки», «Накорми животных», «На лесной поляне» и т. д., ребёнок, под руководством дефектолога, в непроизвольной форме легче усваивает термины, обозначающие пространственные представления (вверх, вправо, центр, верхний левый угол т. д.) относительно собственного тела к вертикальной поверхности. Когда ребёнок рисует на ней (упражнения «Узор на платке», «Восточный ковёр» и др., то он нередко пересекает среднюю линию собственного тела своей доминирующей рукой, чтобы добраться до всех мест на своём «холсте», что является отличной профилактикой мышечной зажатости.

Дидактические упражнения, выполняемые детьми на магнитно-маркерной доске, на «Сетке» («Сделай как я!», «Улитка», «Дождик капает» и др., имеют непосредственное отношение к развитию зрительно-моторной координации у детей.

В процессе работы на вертикальных поверхностях учитываю результаты проводимой диагностики, а так же индивидуальные и возрастные особенности дошкольников с ОВЗ. Например, если ребёнку трудно провести длинную сплошную линию от начала магнитно-маркерной доски до её конца, то или разбиваю «дистанцию» на короткие промежутки, или даю опорные точки, или делю поверхность на две части (импровизированные «старт» и «финиш», предлагая провести линию от отправной точки – «старта» до разметки – вертикальной линии, делящей доску пополам (т. е до середины вертикальной поверхности, а потом продолжить её до конечной точки «финиша».

Недоразвитие общей двигательной сферы и ручного праксиса у данной категории детей приводит к непониманию ими схемы собственного тела, трудностям овладения пространственными представлениями (ориентировке в схеме собственного тела, на листе бумаги, в определении расположения объектов в окружающем мире, в понимании и употреблении предлогов и др.) и недоразвитию графомоторных навыков, что в дальнейшем приводит к стойким проблемам в усвоении программного материала на начальном этапе школьного обучения.

Данный метод можно использовать для мотивации, когда педагогу необходимо быстро включить ребенка в образовательную или совместную деятельность; как поощрение за хорошо выполненное задание; в качестве физкультминутки, перерыва или паузы отдыха. Отмечаю, что рисование на вертикали очень эффективно в период сложно протекающей у некоторых младших дошкольников адаптации. В процессе совместных дидактических игр и упражнений на различных вертикальных поверхностях легче установить контакт и вызвать на общение.

Поэтому работа на вертикальных поверхностях является мультицелевым эффективным методом.

На протяжении нескольких лет практикую данный многофункциональный метод работы. В группе имеется магнитно-маркерная доска, тренажёр «Сетка», одна из стен – «рисовальная» – оборудована стеновыми панелями белого цвета и предоставлена в полное распоряжение детей, рулоны обоев, прикреплённые к стене, а в кабинете дефектолога – настенное зеркало. На стеновых панелях дошкольники (по одному, в паре или малыми группами) одновременно могут рисовать на разные темы (или по желанию, или собственные сюжеты на одну тему, в итоге получая общую творческую композицию.

В различных зонах свободного рисования дети:

• самостоятельно рисуют, раскрашивают, выполняют штриховку (одной и/или двумя руками одновременно);

• изображают одной или двумя руками вертикальные, горизонтальные, параллельные и наклонные линии, круги, зигзаги, спирали, петельки, ломанные и волнистые линии (однонаправленные или разнонаправленные);

• выполняют упражнения с трафаретами, лекалами (обведение трафаретов, ладоней, любых мелких предметов или игрушек);

• конструируют из деталей магнитного «Танграма» на магнитно-маркерной доске или манипулируют намагниченными объектами (располагают намагниченные изображения по словесной инструкции дефектолога; убирают или прикасаются к тем объектам, который называет педагог и т. д.).

Предлагаю воспитанникам выполнять работу на вертикальных поверхностях не только стоя на ногах, но и стоя на коленях (или на одном колене, на неустойчивых поверхностях (грелках, на 2/3 наполненных водой, или на балансировочных массажных подушках). В процессе выполнения упражнений с балансирами мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные, сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса.

ЦНС человека построена по вертикальному принципу. В процессе работы на вертикальных поверхностях в непроизвольной игровой форме дошкольник осваивает схему собственного тела и пространственные направления, знакомится с листом бумаги, что актуально для детей с нарушениями ОДА. Начинаю эту работу с понятий «вверху – внизу», «впереди – позади», «центр, середина» и только после – «право – лево», т. к. эти понятия наиболее сложны и абстрактны для понимания ребёнка.

Что даёт применение данного метода для детей с ОВЗ?

• включается 1 блок мозга и происходит активация психо-физической деятельности (интуитивная подпитка собственного уровня активности);

• положение стоя – экологично для ребенка (меньше статичности, утомления, выше работоспособность);

• при смене положения тела включается активация и концентрация внимания;

• происходит мощная вестибулярная афферентация (постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей, так и от внутренних органов);

развивается и укрепляется мышечный корсет позвоночника;

развивается сила и гибкость лучезапястного сустава, идёт подготовка к школьному письму (формирование его правильного направления);

• формируются зрительно-моторные связи, произвольный контроль;

развиваются пространственные представления (движение – слово – изменение положения тела);

• увеличивается амплитуда движений;

• идёт профилактика мышечной и психологической зажатости.

Работа на вертикальных поверхностях – это мощная нейростимуляция для развития психических процессов у ребенка, особенно в дошкольном детстве.

Велика и значимость воздействия для общего развития дошкольника, ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Упражнения на вертикальных поверхностях, проводимые в системе, помогают преодолению этих трудностей: снижают мышечную зажатость, развивают пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику, гармонизируют работу головного мозга (межполушарное взаимодействие, формируют зрительное восприятие, способствуют профилактике дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения).

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Консультация «Словесные игры, как приём развития ума» Лимерики[/h3] Сегодня, дорогие друзья и уважаемые коллеги, мне бы хотелось поговорить о словесных играх с детьми-дошколятами. Не углубляясь.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Упражнение.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения на вертикальных поверхностях как мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у детей с НОДА
Опубликовано: 25 мая 2021 в 19:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения на вертикальных поверхностях как мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у детей с НОДА» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дудорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД