Ирина Дудорова
Упражнения на вертикальных поверхностях как мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у детей с НОДА
▼ Скачать
Опыт работы учителя-дефектолога Дудоровой И. В. по теме: «Упражнения на вертикальных поверхностях – мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Прослушав один из вебинаров медицинского психолога Натальи Малюковой на тему «Рисование на вертикальных поверхностях – эффективный метод работы логопеда и психолога», и взяв за основу, на протяжении нескольких лет практикую данный многофункциональный прием коррекции психомоторного развития дошкольников, адаптировав его для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Упражнения на вертикальных поверхностях как мультицелевой эффективный приём коррекции психомоторного развития у детей с Нода» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На начальном этапе работы развивающая предметно-пространственная среда группы уже включала в себя некоторые вертикальные поверхности : магнитно-маркерная доска и ширмы, а в кабинете дефектолога – настенное зеркало. В процессе коррекционно-развивающей работы в этом направлении я стала использовать как один из вариантов вертикали имеющийся в группе тренажёр-«Сетка». Совместно с воспитателями группы оборудовала одну из стен в «рисовальную», прикрепив к ней стеновые панели белого цвета, выбрав хорошо освещенное место. На стеновых панелях дошкольники рисуют индивидуально по желанию или малыми группами, одновременно создавая собственные сюжеты на одну тему, в итоге получая общую творческую композицию. В качестве нового оборудования стала использовать рулоны бумаги и обои с нанесенным контурным рисунком для раскрашивания, которые прикрепляла к стене. Все перечисленные вертикальные поверхности предоставлены в полное распоряжение детей.
В процессе первичной диагностики вновь поступивших в группу детей с НОДА отмечаю, что многие из них не проявляют интереса к рисованию, так как не владеют простыми техническими приемами работы с карандашом. Рисование на магнитно-маркерной доске способствует снижению у ребёнка чувства страха (что рисунок «не удался» или не получился таким, каким был задуман, так как появляется возможность быстро стереть «ошибку» и нарисовать заново.
Рисование на вертикальных поверхностях большей площади способствуют увеличению объёма амплитуды движений (размашистые движения рук). А когда ребёнок держит руку перед вертикальной поверхностью, то на неё давит сила тяжести, что позволяет укреплять мышцы лучезапястного сустава в процессе рисования.
Когда ребёнок стоит перед вертикальной поверхностью, на которой он рисует или пишет, это способствует развитию мышечного корсета спины. Ребёнок не горбится, облокотившись на спинку стула, и поэтому у него есть единственный выбор – задействовать мышцы спины, для того, чтобы выполнять задание и стоять прямо.
Выполняя разнообразные игровые упражнения на вертикали («Поставь машину в гараж», «Украсим скатерть», «Ладошки», «Накорми животных», «На лесной поляне» и т. д., ребёнок, под руководством дефектолога, в непроизвольной форме легче усваивает термины, обозначающие пространственные представления (вверх, вправо, центр, верхний левый угол т. д.) относительно собственного тела к вертикальной поверхности. Когда ребёнок рисует на ней (упражнения «Узор на платке», «Восточный ковёр» и др., то он нередко пересекает среднюю линию собственного тела своей доминирующей рукой, чтобы добраться до всех мест на своём «холсте», что является отличной профилактикой мышечной зажатости.
Дидактические упражнения, выполняемые детьми на магнитно-маркерной доске, на «Сетке» («Сделай как я!», «Улитка», «Дождик капает» и др., имеют непосредственное отношение к развитию зрительно-моторной координации у детей.
В процессе работы на вертикальных поверхностях учитываю результаты проводимой диагностики, а так же индивидуальные и возрастные особенности дошкольников с ОВЗ. Например, если ребёнку трудно провести длинную сплошную линию от начала магнитно-маркерной доски до её конца, то или разбиваю «дистанцию» на короткие промежутки, или даю опорные точки, или делю поверхность на две части (импровизированные «старт» и «финиш», предлагая провести линию от отправной точки – «старта» до разметки – вертикальной линии, делящей доску пополам (т. е до середины вертикальной поверхности, а потом продолжить её до конечной точки «финиша».
Недоразвитие общей двигательной сферы и ручного праксиса у данной категории детей приводит к непониманию ими схемы собственного тела, трудностям овладения пространственными представлениями (ориентировке в схеме собственного тела, на листе бумаги, в определении расположения объектов в окружающем мире, в понимании и употреблении предлогов и др.) и недоразвитию графомоторных навыков, что в дальнейшем приводит к стойким проблемам в усвоении программного материала на начальном этапе школьного обучения.
Данный метод можно использовать для мотивации, когда педагогу необходимо быстро включить ребенка в образовательную или совместную деятельность; как поощрение за хорошо выполненное задание; в качестве физкультминутки, перерыва или паузы отдыха. Отмечаю, что рисование на вертикали очень эффективно в период сложно протекающей у некоторых младших дошкольников адаптации. В процессе совместных дидактических игр и упражнений на различных вертикальных поверхностях легче установить контакт и вызвать на общение.
Поэтому работа на вертикальных поверхностях является мультицелевым эффективным методом.
На протяжении нескольких лет практикую данный многофункциональный метод работы. В группе имеется магнитно-маркерная доска, тренажёр «Сетка», одна из стен – «рисовальная» – оборудована стеновыми панелями белого цвета и предоставлена в полное распоряжение детей, рулоны обоев, прикреплённые к стене, а в кабинете дефектолога – настенное зеркало. На стеновых панелях дошкольники (по одному, в паре или малыми группами) одновременно могут рисовать на разные темы (или по желанию, или собственные сюжеты на одну тему, в итоге получая общую творческую композицию.
В различных зонах свободного рисования дети:
• самостоятельно рисуют, раскрашивают, выполняют штриховку (одной и/или двумя руками одновременно);
• изображают одной или двумя руками вертикальные, горизонтальные, параллельные и наклонные линии, круги, зигзаги, спирали, петельки, ломанные и волнистые линии (однонаправленные или разнонаправленные);
• выполняют упражнения с трафаретами, лекалами (обведение трафаретов, ладоней, любых мелких предметов или игрушек);
• конструируют из деталей магнитного «Танграма» на магнитно-маркерной доске или манипулируют намагниченными объектами (располагают намагниченные изображения по словесной инструкции дефектолога; убирают или прикасаются к тем объектам, который называет педагог и т. д.).
Предлагаю воспитанникам выполнять работу на вертикальных поверхностях не только стоя на ногах, но и стоя на коленях (или на одном колене, на неустойчивых поверхностях (грелках, на 2/3 наполненных водой, или на балансировочных массажных подушках). В процессе выполнения упражнений с балансирами мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные, сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса.
ЦНС человека построена по вертикальному принципу. В процессе работы на вертикальных поверхностях в непроизвольной игровой форме дошкольник осваивает схему собственного тела и пространственные направления, знакомится с листом бумаги, что актуально для детей с нарушениями ОДА. Начинаю эту работу с понятий «вверху – внизу», «впереди – позади», «центр, середина» и только после – «право – лево», т. к. эти понятия наиболее сложны и абстрактны для понимания ребёнка.
Что даёт применение данного метода для детей с ОВЗ?
• включается 1 блок мозга и происходит активация психо-физической деятельности (интуитивная подпитка собственного уровня активности);
• положение стоя – экологично для ребенка (меньше статичности, утомления, выше работоспособность);
• при смене положения тела включается активация и концентрация внимания;
• происходит мощная вестибулярная афферентация (постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей, так и от внутренних органов);
• развивается и укрепляется мышечный корсет позвоночника;
• развивается сила и гибкость лучезапястного сустава, идёт подготовка к школьному письму (формирование его правильного направления);
• формируются зрительно-моторные связи, произвольный контроль;
• развиваются пространственные представления (движение – слово – изменение положения тела);
• увеличивается амплитуда движений;
• идёт профилактика мышечной и психологической зажатости.
Работа на вертикальных поверхностях – это мощная нейростимуляция для развития психических процессов у ребенка, особенно в дошкольном детстве.
Велика и значимость воздействия для общего развития дошкольника, ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Упражнения на вертикальных поверхностях, проводимые в системе, помогают преодолению этих трудностей: снижают мышечную зажатость, развивают пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику, гармонизируют работу головного мозга (межполушарное взаимодействие, формируют зрительное восприятие, способствуют профилактике дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения).