Лучший педагог года

«Умные пальчики». Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 2–3 лет

Татьяна Павлова
«Умные пальчики». Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Умные пальчики»

(дополнительная образовательная программа по развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет

Пояснительная записка

Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Поэтому следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.

Публикация «„Умные пальчики“, Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 2–3 лет» размещена в разделах

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:

- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека;

- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;

- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

Цель и задачи программы.

Цель: Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.

Задачи.

Обучающие:

• Учить управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук.

• Учить приемам лепки.

• Учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие :

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать переключаемость на разные виды деятельности.

• Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.

Воспитывающие:

• Формировать интерес и положительную мотивацию обучения.

• Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

• Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

• Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Программа реализуется в формате совместных занятий детей и педагога. В центре занятия находится работа по развитию мелкой моторики. Занятия проводятся с детьми раннего возраста с октября по май включительно. Программа рассчитана на один года обучения - 36 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. На изучение одной темы отводится по одному занятию.

Общая характеристика образовательного процесса : формы, методы образовательной деятельности, режим занятий.

Упражнение на развитие мелкой моторики способствует, тому что в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи, развитию координации речи с движением. Так же развитие мелкой моторике- помогаем развивать интеллект ребенка в целом; готовит руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

Формы и методы образовательной деятельности

Для освоения программы используются разнообразные приемы и методы. Выбор осуществляется с учетом возрастных, психофизических возможностей детей : Используемые методы и приемы работы с детьми:

Приемы:

1. Различные формы обучения детей

2. Игровой прием конструирования и моделирования

3. Игровые приемы: (дидактические игры, динамические паузы, физкультминутки).

Методы:

1. Словесный (разучивание пальчиковой гимнастики, чистоговорок).

2. Практический (показ способов действия с предметами).

3. Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

Формы работы:

• Сенсорные занятия

• Дидактические игры

• Индивидуальная работа с детьми

Развлечение

• Проектирование

На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы :

1. восприятие, 2. мышление, 3. действие, 4. Результат

Режим занятий.

1 "Пальчиковые игры "

2. "Изодеятельность и развитие мелкой моторики"

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются : пальчиковые игры. Использование их в работе помогает координировать движение, развивать чувство ритма, память.

Пальчиковые шаги. Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. В своей работе я использую пособие "Пальчиковые шаги" (авторы Е. И. Чернов и Е. Ю. Тимофеева). В нём представлены различные варианты работы для обеих рук.

Игры с предметами. «Веселые прищепки» - в эту игру можно играть с детьми всех возрастных групп, усложняя по мере овладения детьми определенных навыков.

Игры-мозаики, игры – шнуровки, и др. являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка, и они подходят для детей разного возраста. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Рисуют дети в нашей группе всегда! С самого раннего возраста и до школы. Рисуют пальчиками и ладошками, ватными палочками и кисточками для клея и другими техниками не традиционного рисования. На асфальте, на снегу, рисование пластилином.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Важную роль в развитии ребенка играет развивающая предметно- пространственная среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации развивающей предметно-пространственной среды учитываются потребности детей свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть на занятиях и в свободное время

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

- наборов счетных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);

- прищепок бельевых;

- трафаретов по лексическим темам;

- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек).

Наглядные пособия:

• иллюстрации;

• игрушки;

• мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

Материалы:

• различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся);

• различного цвета бумажные салфетки

• картон;

• соленое тесто (соль, мука);

• пластилин;

• природные материалы;

• вторичное сырье;

• фольга;

• клей ПВА;

• нитки;

• пуговицы.

Оборудование:

• баночки для воды;

• крупа мелкая и крупная;

• счетные палочки;

• бусы;

• ленты;

• шнурки;

• салфетки;

• массажные мячи.

Инструменты:

• ножницы;

• линейка;

• стеки;

• кисточки;

• карандаши, фломастеры, краски;

• трафареты.

Требования к педагогу, реализующему программу

Педагог, реализующий программу, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности «дошкольное образование». У педагога должно быть желания и творческий настрой на обновление игр развивающих мелкую моторику.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных навыков, представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

К концу года дети должны знать:

• приемы самомассажа рук (пальчиковые гимнастики)

• наизусть маленькие потешки.

Уметь:

• изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста,

• работать с трафаретами;

• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

• завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

• лепить шар, диск,

• изготавливать поделки в технике “аппликация” по образцу;

применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

• плести косички из ниток;

• выполнять шнуровку.

• владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.); выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т. п.).

Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме: мониторинга - скрытого тестирования, наблюдения.

Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Формы контроля:

• индивидуальная (учет продвижения личности в развитии)

• устные поощрения

• открытые занятия;

• мастер-классы.

Краткий анонс диагностического инструментария для оценивания результатов реализации программы;

Диагностика эффективности программы «Умные пальчики» осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.

Приемы оценивания.

Развитие внимания.

3-балла внимание удерживается в течении всего времени.

2-балла внимание удерживается частично

1-балл внимание отсутствует.

Развитие памяти.

3-балла задания выполняются правильно и самостоятельно

2-балла задания выполняются с помощью взрослого, или частично

1-балл задания не выполняются.

Развитие восприятия (цвет, форма, размер).

3-балла задания выполняются правильно и самостоятельно

2-балла задания выполняются с помощью взрослого или частично

1-балл задания не выполняются

Развитие мышления.

3-балла задания выполняются правильно и самостоятельно

2-балла задания выполняются с помощью взрослого или частично

1-балл задания не выполняются.

Общий уровень усвоения программы.

От 4-6 баллов- низкий

От 6-9 баллов- средний

От 9-12 баллов- высокий

Содержание тем учебного курса.

1.«Знакомство» - пальчиковые гимнастики

«Ладошки»

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок

Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках

2 «Овощи» Учить размазывать пластилин на картонную основу; развивать мелкую моторику и воображение, воспитывать трудолюбие Пластилин, картон с трафаретом.

3 «Фруктовый сад» Учить обрывать кусочки бумаги, скатывать в комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону; развивать сенсомоторику. Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.

4 «Грибок» Учить аккуратно, намазывать готовые формы, приклеивать их на картон; познакомить с техникой выполнения аппликации из крупы; развивать мелкую моторику рук, воображение. Картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

5 «Овечка» Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, вата.

6 «Листопад» Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение деревьев. Развивать воображение, творческие способности.

Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Картон с трафаретом, клей, кисточка, листья.

7. «Осенью» Пальчиковая гимнастика.

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Настольные игры для развития мелкой моторике.

8 «Бусы» Познакомить с техникой макарон графия, учить нанизывать макароны на нитку; развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Макароны, картон, нитки.

9 «Еж» Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Наклеивать на готовую форму семечки, украшать готовую работу другими материалами (пластилин, бумага). Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

10 «Цыпленок» Учить детей с помощью оттиска раскрашивать изображение, развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.

Краски, то от чего остается оттиск (мятая бумага, кисть щетина, бросовый материал)

11 «Снежинки» Пальчиковая гимнастика.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Игры в настольные игры для развития мелкой моторике.

12 «Дед мороз» Рисуем ладошками (ладошку мажем белой краской отпечаток – это борода и лицо деда мороза. Сверху дорисовываем колпак)

13 «Зимний город» Закреплять приёмы вырезывания различных предметов; учить составлять композицию, аккуратно пользоваться клеем; развивать цветовое эстетическое восприятие; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимание, терпение, усидчивость Картон, цветная бумага, фломастеры, ватные диски, клей ПВА.

14 «Вот, какая елочка» Создание образа ё лочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.

Лист картона, пластилин зеленого, коричневого, красного, желтого цветов

15 «Транспорт» Пальчиковая гимнастика.

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Игры в настольные игры для развития мелкой моторике

16 «Зайчик» Учить наклеивать кусочки ваты на изображение зайчика, дополнять необходимыми деталями из цветной бумаги; развивать фантазию и воображение. Картон, вата, цветная бумага, клей

17 «Зимний лес» Учить выполнять аппликацию способом обрывания и наклеивания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы; развивать мелкую моторику и воображение.

Картон с трафаретом, клей, кисточка, цветная бумага.

18. «Тесто» Пальчиковая игра

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)

Мы пирог лепили (ладошки лепят)

Шлёп, шлёп,

Шлёп, шлёп

Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Игры в настольные игры для развития мелкой моторике.

19 «Вкусное угощение» Учить детей работать с соленым тестом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Соленое тесто.

20 «В гостях у гномиков»

Гномы гостей приглашали.

Гномы гостей угощали.

Каждому гостю досталось варенье. Пальчики склеило то угощение,

Плотно прижалась ладошка к ладошке, Гости не могу взять даже ложки!

Перед началом игры ребенок сжимает кулачки на обеих руках.

Взрослый отгибает ребенку пальцы по очереди. Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем. Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика. Ребенок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев. Ребенок плотно соединяет ладошки.

21 «Черепашка» Продолжать учить детей правильно использовать клей, а также развивать усидчивость, аккуратность и воображение. Закрепить умение обрывать кусочки бумаги, скатывать в комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону; развивать сенсомоторику.

Трафарет, гофрированная бумага, клей

22 «Рыбка» Рисуем ладошками. Коллективная работа. «Аквариум»

23 «Звезда для папы» Закреплять умение работать с соленым тестом с формой. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом.

24. Раскрашиваем «Звезду для папы»

«Мы рисовали»

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями. (Пальчиковая гимнастика)

25 «Цветок для мамы» Рисуем ладошками (отпечаток ладошки – бутон тюльпана, дорисовываем стебель.

26 «Подснежник» Закреплять умение создавать композицию из готовых форм, создавать цветы из бумаги, развивать воображение; воспитывать желание делать подарки близким людям. Развивать композиционные умения: Гофрированная бумага зеленого, белого цвета, клей, кисточка, картон.

27 «Алые цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.

Ребенок медленно раскрывает пальцы.

Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.

Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.

Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».

Игры в настольные игры для развития мелкой моторике

28 «Жираф» Продолжать учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, кукурузная крупа, гречка

29 Большая стирка»

С мамой мы белье стирали,

В речке вместе полоскали.

Выжали, повесили

– То-то стало весело!

Ребенок трет один кулачок о другой.

Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья. Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья. Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.

30 «Солнышко» Рисуем ладошками.

31 «Космос» Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображение; развивать мелкую моторику рук и воображение; воспитывать трудолюбие Цветная бумага, шаблон ракеты, пластилин различных тонов.

32 «Цветы» Закреплять навыки работы с бумагой. Умение наклеивать готовые формы; развивать творческие способности и воображение; продолжать воспитывать эстетический вкус и трудолюбие развивать мелкую моторику. Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка

33 «Бабочки» Формировать умение работать с бумагой, слаживать готовую форму гармошкой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Готовые формы из цветной бумаги, клей ПВА, кисточка

34 «Пчёлы» Пальчиковая гимнастика.

Вот улей, (показываем кулачек)

Здесь живут пчелы.

Вот они показались из домика,

(поочередно отгибаем пальчики)

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з-з. " (щекочем ребенка

Игры в настольные игры для развития мелкой моторике

35 «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» Учить детей с помощью оттиска раскрашивать изображение, развивать воображение. Воспитывать самостоятельность. Коллективная работа (на большом листе нарисована зеленая поляна и контур одуванчика нужно с помощью оттиска раскрасить одуванчик)

Краски, то от чего остается оттиск (мятая бумага, кисть щетина, бросовый материал)

36 «Лето» Показать новые способы создания образов из бумаги, сложенной "гармошкой"; совершенствовать изобразительные умения : учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное расположение. Цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, картон.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных навыков, представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

К концу года учащийся должны знать:

• приемы самомассажа рук;

• названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп;

• наизусть маленькие потёкши.

Уметь:

• пользоваться клеем, кисточкой, стеком;

• изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста.

• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

• завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)

• лепить шар, диск;

• изготавливать поделки в технике “аппликация” по образцу;

применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

• плести косички из ниток;

• выполнять шнуровку.

• владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.); выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т. п.).

Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме: мониторинга - скрытого тестирования, наблюдения, контрольных срезов знаний по разделам программы.

Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Формы контроля:

• индивидуальная (учет продвижения личности в развитии)

• устные и письменные поощрения

• накопительные баллы (за правильность выполнения задания ребенок поощряется квадратиком красного цвета);

• конкурсы;

• фотовыставки;

• открытые занятия;

• мастер-классы.

Диагностика эффективности программы «Умные пальчики» осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.

Информационно - методическое обеспечение.

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования, пособий, инструментов и материалов.

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

- наборов счетных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);

- прищепок бельевых;

- трафаретов по лексическим темам;

- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек).

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа)Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа) Ах, эти человеческие руки, Какую красоту они порой творят…АКТУАЛЬНОСТЬ У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рукУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Умные пальчики». Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 2–3 лет
Опубликовано: 12 августа 2020 в 14:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Умные пальчики». Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД