Наталия Сыромятникова
Конспект урока во 2 классе «Умножение и деление на 9. Девятая часть числа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема - Умножение и деление на 9. Девятая часть числа
Тип урока : изучение нового материала.
Метод обучения: поисковый, словесный, наглядный, практический
Цель: познакомить с новыми случаями умножения на 9;
Технические средства: проектор, экран, компьютер.
Оборудование: презентация 21 слайда (среда POWER POINT, учебник математики В. Н. Рудницкой, Т. В. Юдачевой. Москва «Вентана-Граф», 2004 год (программа «Начальная школа ХХI века», дидактические карточки.
Публикация «Конспект урока во 2 классе „Умножение и деление на 9, Девятая часть числа“» размещена в разделах
- Математика. Умножение. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи урока :
1. Совершенствование вычислительных навыков табличного умножения и деления, закрепление и обобщение знаний о решении задач, навыков устных и письменных вычислений;
2. Развивать внимание и логическое мышление, стимулировать активный учебный труд, интерес к предмету;
3. Воспитывать культуру общения, чувство коллективизма, уважение к товарищам.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Учитель.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
- Кто сегодня пришел к нам в гости?
Ответ учеников: Умная сова.
(Слайд № 1).
II. Устный счет.
Индивидуально – карточки (по уровням сложности).
Фронтально – арифметический диктант:
• По 6 взять 3 раза
• 5 умножить на 9
• Какое число надо вычесть из 40, чтобы получить 4?
• Уменьшить 60 на 6.
• Какое число я загадала? Если 4 • 7 и прибавить1
• 6 умножить на 4
• По 3 взять 5 раз
• 8 умножить на 6.
- Проверим работу. Один ученик называет результаты.
(Слайд № 2)
- Выбери числа, которые делятся на 6.
(Слайд № 2)
- Назови эти выражения.
Ответ учеников: 18:6= 3 36:6= 6 54:6= 9 24:6= 4 48:6=8
(Слайд № 3)
- Пересчитай горошины во всех стручках.
Ответ учеников: В стручках 64 горошины. В одном стручке 8 горошин, а стручков тоже 8. Мы по 8 взяли 8 раз. 8 • 8 =64.
(Слайд № 3)
- Пересчитай все луковицы в связках.
Ответ учеников: В одной связке 8 луковиц, а связок всего 9. То есть мы по 8 взяли 9 раз. 8• 9=72, значит в связках 64 луковицы.
- Каким действием решали эти задачи? Почему?
Ответ учеников:
(Слайд № 4)
- Составь задачу по чертежу.
Ответ учеников: На полке лежало 8 мячей. Сколько мячей лежало на 6 полках.
В одном автобусе ехало 8 человек. Сколько человек ехало в 6 таких автобусах? В коробке было 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок в 6 таких коробках?.
- Узнайте, сколько кг яблок в 6 коробках?
Ответ учеников: В 6 коробках 48 кг яблок. Я узнал так: 8 • 6=48, Умножал потому, что сказано по 8 взяли 6 коробок.
- Составьте задачу по второй схеме.
Ответ учеников: 18 деревьев посадили в саду по 3 дерева в каждый ряд. Сколько получилось рядов?
18 слив раздали ребятам, по 3 сливы каждому. Сколько ребят получили сливы?.
- Сколько же ребят получили сливы?
Ответ учеников: 6 ребят. Мы 18 слив раздавали по 3 сливы каждому. Мы должны узнать сколько раз по 3 содержится в 18. 18:3=6
- Составьте обратную задачку.
Ответ учеников: 6 ребятам раздали сливы, по 3 сливы каждому. Сколько было слив?
- Объясните решение.
Ответ учеников: Надо по 3 сливы взять 6 раз, а это значит 3 • 6 =18 слив
III. Знакомство с новым материалом.
(слайд № 5)
- Что обозначается этот знак?
Ответ учеников: Новый материал. (слайд № 5 по щелчку мышки дальше)
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чему мы будем учиться?
Ответ учеников: О таблице умножения на 9. Мы будем знакомиться с таблицей на 9 и ее запоминать.
- Почему так решили?
Ответ учеников: Потому что здесь 9 елочек в 2 ряда. А чтобы решить этот пример надо знать таблицу умножения на 9. (слайд № 5 по щелчку мышки дальше)
- Как бы вы ответили на вопрос «Сколько елочек?»
Ответ учеников: - Я бы к 9+9, потому что таблицу на 9 еще не знаю.
Я бы 9 • 2, думаю этот пример просто сосчитать по 9 взять 2 раза. Или заменить действием сложения 9+9=18.
Мы знаем таблицу на 2, а есть правило: от перестановки чисел результат не изменяется. 2 • 9=18, а значит 9 • 2=18
- Наши друзья волк и заяц тоже решали эту задачку.
(слайд № 6)
Как эту задачку решил волк?
Ответ учеников: Он воспользовался таблицей сложения.
- А заяц?
Ответ учеников: Заяц воспользовался таблицей умножения.
(слайд № 7)
- Давайте обобщим. Значит, как можно было решить эту задачку?
Ответ учеников: 9+9=18 и 9 • 2=18
- Какой способ помогает быстрее и легче решить эту задачу?
Ответ учеников: Второй. 9 • 2=18, если решать сложением, да если будут большие числа, то можно запутаться.
(Слайд № 8)
- Рассмотрите примеры, что вы заметили?
Ответ учеников: Это таблица умножения на 9.
А мы с ней уже знакомы, потому что знаем правило, что от перестановки чисел местами результат не изменяется.
А я заметил, что здесь не хватает одного примера из таблицы на 9.
Это, наверное, потому, что мы его не знаем.
9*9 трудно решать сложением, лучше его выучить.
Мы эту таблицу знаем. Выучить всего один пример.
Даже если мы не знаем умножение 9 на 9, мы можем воспользоваться последним примером 9 • 8 =72, а к 72 +9=81, значит 9 • 9 =81
Я тоже думаю так можно узнать, потому что в ответах есть последовательность. Здесь каждый следующий ответ больше предыдущего на 9. Это таблица на 9, значит, мы каждый раз прибавляем по 9.
(фрагмент слайда № 8)
- Отступите две клеточки вниз и запишите только ответы таблицы умножения на 9. Права Алена? Назовите устно примеры.
Запишите пропущенное выражение в тетрадь и составьте к нему пример на деление.
Сделаем вывод: с каким действием связано действие умножение?
Ответ учеников: С действием деления.
(слайд № 9)
- Как же 63 разделить на 9?
Ответ учеников: (у доски) Начертим граф. В машину запустили число 7. Она умножила это число на 9 и получилось 63. Сделаем обратное действие, 63 разделим на 9 и получим 7.
- Сравним свою работу с работой компьютера. Правы мы?
Ответ учеников: Да. Компьютер сделал так же.
- Сделаем вывод: что значит разделить 63 на 9?
Ответ учеников: Это значит найти такое число, которое если умножить на 7 то получится 63.
- Как найти девятую часть числа
Ответ учеников: Разделить на 9.
-Ответь на вопросы компьютера.
(дальше слайд № 9)
На доске:
- Сделаем выводы.
Ответ учеников: При умножении любого числа на 0 получится 0.
При умножении любого числа на 1 получится 1.
При делении 0 на любое число получится 0.
При делении любого числа на 1 получится 1.
После каждого вывода ребенка на презентационном экране открываются фрагменты слайда № 10.
IV. Физминутка.
Раз, два – наклонилися слегка.
3, 4 – руки в боки, будем делать многоскоки.
5, 6 – на лесенку надо влезть.
7, 8 – пробежаться вас попросим.
9, 10 – вот и всё.
Скоро встретимся ещё.
V. Закрепление нового материала.
Задание 1.
На презентационном экране предлагается первый (третий) фрагмент слайда № 11.
- Составьте равенства по этому графу.
(Один ребенок работает у доски)
- Сверим свою работу с компьютером. (Предлагается второй (четвертый) фрагмент слайда № 11).
Задание 2.
(слайд № 12)
(Это задание можно выполнять по учебнику на стр. 56 № 4)
- На сколько квадратов разбит четырехугольник? Как узнали?
Ответ учеников: На 27. По 9 квадратов мы взяли 3 ряда.
На 36. По 9 квадратов мы взяли 4 раза.
На 24. По 6 квадратов мы взяли 4 раза.
- Какое выражение лишнее? Почему?
Ответ учеников: 9 • 3 =27, потому что в остальных примерах мы умножаем на четыре.
6 • 4 =24, потому что остальные примеры из таблицы умножения на 9.
- Запишите эти выражения. Составьте к ним примеры на деление.
Дети зачитывают записанные выражения и проверяют правильность выполнения на компьютере. Слайд № 13
Задание 3.
(Это задание можно выполнять по учебнику на стр. 56 № 5)
(слайд № 13)
- Из скольких кирпичей состоит кладка?
Ответ учеников: Из 45. По 9 взяли 5раз 9•5=45
- Запишите это пример. Составьте примеры на деление.
Ответ учеников
- Проверим по компьютеру.
(Открывается по щелчку мышки фрагмент слайда № 13)
VI. Самостоятельная работа.
На презентационном экране предлагается слайд № 14.
9 • 6 = 36 : 9 = Проверка примеров с использованием слайда
9 • 3 = 63 : 9 = № 15. При обнаружении ошибок в ответах
9 • 7 = 72 : 9 = детей возвращаемся к таблице умножения
9 • 5 = 45 : 9 = на слайд № 9, при помощи управляющей
9 • 4 = 54 : 9 = кнопки. После проверки возвращаемся на слайд
9 • 8 = 27 : 9 = № 15 с помощью управляющей кнопки.
Сильные ребята в это время получают карточки с заданием:
Выполнив карточку, ребята сверяют ее с работой своих товарищей. Самостоятельно делают выводы, сообщая о них учителю.
- Сделаем вывод, с каким действием связано действие умножение? Что значит разделить число на 9?
VII. Работа с учебником.
• Решение задачи стр. 57 № 9
- Прочитайте задачу. Обсудите в группах ответ на этот вопрос.
Можно ли ответить на вопрос, не выполняя вычисления? Заслушаем ответы.
Ответ учеников (Все группы пришли к одному выводу) Можно сказать, что в поселке домов больше, потому что и без вычисления видно, что 8• 9 (или тоже самое 9 • 8) больше чем 9 • 3. а вот для того, чтобы ответить на второй вопрос необходимо выполнить вычисления.
- Составим модель задачи.
(Дети составляют модели к задаче по желанию. Для проверки каждая модель выполняется на доске и проверяется ее правильность)
- Сверим с компьютером. Есть такой вариант?
(фрагмент слайда № 15)
- Решите самостоятельно.
При проверке дети подробно объясняют каждый шаг решения.
(Слайд №15).
• Решение задания № 22 стр. 59.
- Прочитайте задание.
- Начертите отрезок длиной 9см. Закрасьте цветным карандашом девятую часть отрезка. Цвет карандаша выберите по желанию. Сколько сантиметров вы закрасили? Почему?
Ответ учеников: Чтобы найти девятую часть числа надо разделить на 9. 9:9=1. Значит надо закрасить 1 см.
(слайд № 16, показывается запись каждого действия).
- Сделаем вывод: как найти девятую часть числа?
Ответ учеников: Надо число разделить на девять.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам эти знания?
Ответы детей.
VIII. Закрепление пройденного.
(слайд № 17).
- А сейчас я вам предлагаю разгадать загадку. Решите примеры.
Дети решают примеры.
- Где же здесь спряталась загадка. Вам поможет Совушка – умная головушка.
На презентационном экране появляется слайд № 18.
- Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
Дети вместо значения выражения подставляют буквы.
- Какое слово у вас получилось?
Ответ учеников Молодцы!
- Кто не смог составить этого слова? Разберем ошибки.
Дети называют примеры и объясняют их решение.
- Теперь и вы у нас молодцы.
(слайд № 19)
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
(слайд № 20).
Выскажите свое мнение об уроке.
X. Домашнее задание.
Выучить и таблицу умножения и деления на 9.
Решить № 15, 16 стр. 58.