Ольга Владимировна Куличенко
Игры для развития мелкой моторики рук «Ум в пальчиках»
▼ Скачать + Заказать документы
Ученые давно доказали, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг отвечающий за речь. Ребенку проще будет осваивать родную речь, если его пальчики будут чувствительными, гибкими и подвижными. Поэтому уже с раннего возраста очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику. Интересные и полезные игры помогут малышу в развитии, ему не будет скучно выполнять упражнения.
Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук „Ум в пальчиках“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Применяемые игры и упражнения на развитие мелкой моторики развивают не только пальчики ребенка, но и память, внимание, словарный запас.
Сегодня большинству детей не приходится выполнять, какую то мелкую работу руками : перебирать крупу, вязать, вышивать, они работают с клавиатурой и «мышкой». Следовательно, у них слабо развита общая моторика и в том числе руки, что негативно сказывается на письме и речевом развитии. Еще в прошлом веке Мария Монтессори заметила зависимость между развитием тонких движений руки и речи, из чего был сделан вывод, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Но бывает, что речь ребенка в норме, а ребенок плохо владеет рукам и пальчиками. Педагоги и родители должны помочь ему овладеть новыми навыками. Чтобы заинтересовать малыша нужно превратить обучение в игру, используя методическую литературу и пособия, а можно просто:
- делать пальчиковую гимнастику;
- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
- хлопать в ладоши в разном темпе тихо и громко;
- штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
- резать ножницами для детей;
- конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать;
- рисовать узоры по клеточкам в тетради;
- разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
- нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
- завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках;
- заводить будильник, игрушки ключиком.
Во время гигиенических процедур, тоже нужно уделять время развитию мелкой моторики, при мытье рук приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Во время летнего отдыха на даче можно привлекать ребенка к сбору ягод, а если вы на кухне решили, что то приготовить из теста, пусть ребенок вам поможет, для него это будет полезно.
В дальнейшем, для развития мелкой моторики, научить ребенка завязывать шнурки на ботинках, расстегивать и застегивать пуговицы, плести косички, вдевать нитку в иголку. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Существуют специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые известны нам с детства. Игры с тенью, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Можно поиграть в другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.
В детских журналах печатается много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится, к заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д.
Важно приучать ребенка все делать аккуратно. Не следует ругать его, если у него не получается, наоборот следует постоянно хвалить и поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.
Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому надо запостись терпением и находить время для действий, требующих работу руки и пальцев.
Пальчиковая гимнастика
Шарик
Надуваем быстро шарик (сначала пальцы сложены в замок,
начинаем их медленно разводить)
Он становится большой (кончики пальцев обеих рук
соприкасаются друг с другом – шарик надут)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
Стал он тонкий и худой! (смыкаем вместе пальчики)
Птичий двор
Наши уточки с утра Кря-кря, кря-кря (сложить пальцы в щепоть)
Наши гуси у пруда Га-га, га-га
Наши гуленьки вверху Гу-гу, гу-гу (поднять руки вверх, помахать
кистями)
Наши курочки в окно Ко-ко, ко-ко (постучать указательным
пальцем)
А как Петя-петушок (развести руки в стороны, помахать ими)
Рано-рано поутру нам споёт Ку-ка-ре-ку (прокукарекать)
***
В наковальню бьём (ударить 4 раза правым кулачком по левому)
Мы подковки куём (ударить 4 раза левым кулачком по правому)
Тук – тук (2 раза ударить правым по левому)
Тук – тук – тук (3 раза левым по правому)
Тук – тук (2 раза)
Тук – тук – тук (3 раза)
Семья
Этот пальчик дедушка (поочередно загибаем пальчики, начиная с
большого,
Этот пальчик бабушка сжимая их в кулачок)
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Этот пальчик я –
И вся моя семья
Апельсин
Мы делили апельсин, (сложить ладони «чашечкой»; показать все
пальчики
Много нас, а он один. на руке; сжать пальцы в кулак, показать
указательный палец)
Эта долька для ежа, (сгибать пальцы поочерёдно)
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка…кожура. (развести руки в стороны)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять (сгибаем поочерёдно пальчики)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку снежка)
Птичек крошками кормили, (осыплем крошки)
С горки мы потом катались, (указательным пальцем одной руки
проводим по ладошке другой руки)
А затем, в снегу валялись. (поворачиваем руки ладошками вверх и вниз)
Все в снегу домой пришли, (стряхиваем «снег» с ладошек)
Суп поели, (имитируем, как едим суп)
Спать легли. (обе ладошки кладём под щёку)