Елена Молева
Уголок психологической разгрузки в группе компенсирующего назначения
▼ Скачать + Заказать документы
Молева Е. С. воспитатель подготовительной группы компенсирующего назначения. МДОУ № 14. г. Шуя Ивановская обл.
«Уголок психологической разгрузки в группе компенсирующего назначения».
Публикация «Уголок психологической разгрузки в группе компенсирующего назначения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Мы живём в эпоху социальных перемен и кризисов. Нестабильность современного общества оказывает негативное влияние на наших детей. Подтверждением этому являются дети с нарушениями психики, не владеющие своими эмоциями. Поэтому на сегодняшний день актуальна проблема сохранения и укрепления психического здоровья детей.
Я работаю воспитателем подготовительной группы компенсирующего назначения для детей с речевыми нарушениями. В группе 15 детей с тяжелыми речевыми нарушениями: НРСХ (недоразвитие речи системного характера) тяжелой степени имеют15.5% детей; ОНР (общее недоразвитие речи)1 уровня- 15,5%; ОНР 2 уровня-23%; ОНР 3 уровня- 38%; ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 8%. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Для них характерна повышенная раздражительность, возбудимость, двигательная расторможенность. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками. Они эмоционально неустойчивы, их настроение быстро меняется. Нередко возникает расстройство настроения с проявлением агрессии или, наоборот, с преобладанием повышенной застенчивости и нерешительности. Такие дети особенно нуждаются в психологической помощи : у них часто не развиты навыки бесконфликтного общения, слабо развиты коммуникативные навыки, многие не умеют владеть собой.
Для решения этой проблемы необходимо создать соответствующие условия, правильно организовать предметную среду. Чем больше уделяется внимания развивающей среде, тем успешнее происходит развитие детей. Что бы расширить возможности профилактической работы с детьми, помочь им научиться управлять своим настроением, у нас возникла идея создать в группе психологический уголок для психологической разгрузки дошкольников, что бы дети не только в кабинете психолога учились конструктивным приёмам управления своими эмоциями, но и в группе, как только возникнет такая необходимость.
Основная цель уголка психологической разгрузки- преодоление эмоционального неблагополучия дошкольников, сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.
При организации психологического уголка в первую очередь надо выбрать место его расположения в группе. Мы решили оборудовать его в спальне. Поставили детскую палатку, мягкий диванчик, здесь же разместили мягкие игрушки и подушки. Такой небольшой уголок уединения позволяет детям спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть семейный или групповой альбом. А мягкие подушки могут иметь несколько назначений : подушки-подружки, подушки- плакушки, с которыми можно делиться своим настроением, подушки-колотушки (игра «Выбиваем пыль», когда ребёнок дерётся, мы объясняем ему, что бить детей –это плохо, а вот побить грушу для битья или подушку, очистить её от зимней пыли, очень даже можно. Есть в нашем уголке уединения телефон «Позвони маме», с которого в игровой форме ребёнок может «позвонить» маме и поговорить с ней.
Материалы нашего психологического уголка вовсе не дорогостоящие, а вполне доступные. Многие игры и пособия мы подобрали и изготовили сами, очень помогли родители наших воспитанников. В уголке есть постоянные и дополнительные объекты, которые мы вносим в зависимости от потребности детей.
Предметно-развивающая среда нашего психологического уголка позволяет использовать имеющиеся игры и пособия с учётом их основного назначения :
• Для психологической разгрузки детей.
• Для создания эмоционального комфорта тревожных, агрессивных, гиперактивных детей.
• Для обучения детей навыкам бесконфликтного общения.
В уголке психологической разгрузки имеются игровые материалы, отвечающие основным направлениям психопрофилактической работы с детьми и используются для решения следующих задач:
1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме используется «Коврик злости». Ребенок заходит на коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Так же используется набор бумаги для разрывания или «Листки гнева», «Стаканчики для крика» (если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче). Цель: избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
2. Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция).
Игра «Мешочки настроений» Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения. Если у ребенка плохое настроение, он берет «Мешочек грусти» и складывает туда плохое настроение. Потом из другого мешочка берет хорошее настроение, смех, улыбку.
Игры с песком (песочная терапия, рисование на крупе, игры с камнями и ракушками облегчают навыки саморегуляции.
«Световые клубочки» (созерцание) Цель: релаксация.
Массажные мячики. Цель: помочь снять мышечное напряжение, успокоиться.
«Волшебные предметы» (волшебная палочка, плащ, шляпа) помогают воспитателю совершать вместе с детьми чудесные превращения.
Аудиозаписи. (Шум моря, ласковая. спокойная музыка. любимые сказки и песенки.) Цель: релаксация, положительные эмоции.
«Копилка добрых дел» (представляет собой коробочку с прорезью, куда опускает записанные, с помощью воспитателя, «добрые дела» детей, а в конце недели все зачитывается).
Цветные клубочки пряжи (разматывая и сматывая клубочки дети овладевают приемом саморегуляции, этому способствует, и игра «Собери бусы». Цель: обучение саморегуляции, развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Обучение детей бесконфликтному общению.
«Коврик дружбы» Цель: обучение разным способам примирения после ссоры.
«Кубик примирения», «Варежки-мирилки», «Кукла- Мирилка (помогают в игровой форме помирить рассорившихся детей). Цель та же.
А от «Куклы-Мирилки» дети испытывают дополнительные тактильные ощущения и не только забывают обиды, но и стараются поиграть с ней.
«Доска настроения» предоставляет ребенку возможность рассмотреть иллюстрации с изображением разных настроений, подумать и выбрать ту картинку, которая соответствует его настроению.
Дидактические игры «Что такое хорошо и что такое плохо», Азбука настроения» Цель: обучение бесконфликтному общению, овладение общепринятыми правилами поведения.
4. Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.
Игра «Волшебный стул» (грустному ребенку предлагают присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят и говорят ему ласковые слова).
«Подиум», «медали» Цель: личностное развитие, повышение уверенности в себе.
«Каскад желаний» представляет собой обруч (кольцо с привязанными к нему ленточками). Ребенок, встав под кольцо, загадывает свое заветное желание. Цель: избавиться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
5. Обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Игра «Связующая нить» Цель: воспитание и чувства принадлежности в группе, безопасности в коллективе. Дети передают друг другу клубок ниток, наматывая нитку на большой палец.
Игра «Гусеница» Цель: обучение согласованным действиям всех играющих детей.
Игры с применением самомассажа. Цель: содействие развитию эмоциональной отзывчивости по отношению друг к другу.
6. Понимание своего эмоционального состояния и настроения сверстников.
Стена «Радуга настроения» Цель: помочь детям понять собственные эмоции, эмоциональное состояние других, способствовать средствам эмоциональной выразительности. Эту же задачу выполняет и «Зеркало эмоций».
Игра «Цветик-разноцветик» Цель: помочь детям выразить свое эмоциональное состояние, а воспитателям- настроение каждого ребенка.
«Легоэмоциональный конструктор» Цель: учить получать определенное выражение лица, соединяя правильно части. Это игра для эмоционального развития детей.
«Кубик настроения» Цель: распознание эмоционального настроения и отражение его в мимике.
Уголок психологической разгрузки мы используем в воспитательно-образовательном процессе как в организованной непосредственно- образовательной деятельности, так и в коррекционной и самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности дошкольников.
Система работы по созданию и укреплению психологического здоровья детей нашей группы с использованием имеющихся материалов центра психологической разгрузки приводит к положительным результатам: наши воспитанники стали меньше ссориться, они научились сотрудничать друг с другом, а тревожные и застенчивые дети стали более открытыми и жизнерадостными.
Таким образом, наличие в развивающей среде группы отдельно отведённого места, а именно центра психологической разгрузки, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создаёт возможности для развития эмоционально-волевой сферы, речи и познавательных интересов.